Таксистов заставят ездить только на российских авто: цены снова взлетят?

13 мая Госдума РФ во втором и третьем чтении приняла законопроект, предусматривающий использование в службах такси только автомобилей российского производства. А если точнее – с высоким уровнем локализации. Изменения вступят в силу не завтра – у бизнеса будет время подготовиться. Впрочем, даже с учётом этого обстоятельства отношение участников рынка такси и экспертов к новой законодательной норме крайне неоднозначное.
Поддержка автопрома
Первоначально новый закон должен был вступить в силу с 1 октября 2025 года. Однако позже дату скорректировали – теперь речь идёт о 1 марта 2026 года. С этого дня начнётся постепенное внедрение новых норм: точный срок будет отличаться от региона к региону, для подавляющего большинства субъектов переход к утверждённым стандартам завершится 1 января 2033 года. Тогда единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию либо решение правительства.
Что касается цифр, то, согласно постановлению правительства РФ от 16 марта 2024 года № 317, в настоящее время для легковых машин действует порог в 3,2 тысячи баллов, с 2027 года он поднимется до 3,5 тысяч баллов, а с 2028-го – до 3,7 тысяч баллов. Таким образом власти планируют поддержать отечественную отрасль машиностроения.
– В итоге предложена норма, в соответствии с которой перечень производителей расширяется, – отметил председатель Госдумы Вячеслав ВОЛОДИН. – Когда против нас такое количество санкций, вызовов, угроз, плюс демпингуют в мире для того, чтобы свою продукцию нам затолкать, – понятно, что если сами не будем развивать своё автомобилестроение, его за нас никто развивать не будет.
Важная деталь: закон коснётся только новых автомобилей, а иномарки, работающие в такси или внесённые в реестр до 1 марта 2026 года, смогут работать до списания при условии регулярного прохождения техосмотра. Кроме того, с 1 марта 2026 года таксопарки смогут вводить в эксплуатацию автомобили, произведённые в рамках специнвестпроектов. Специалисты считают, что речь может идти о китайских марках Geely, Exeed, Evolute, Omoda, BAIC, Haval Jolion и некоторых других.

За и против
Руководитель воронежского таксопарка «Местные» Александр КАМИНСКИЙ рассказал «TV Губернии», что, по его мнению, в данном случае крупные игроки рынка практически не пострадают, так как автомобили, находящиеся в парке, уже внесены в реестры и разрешения будут действовать до момента их окончания. Основной удар придётся по самозанятым водителям, работающим на своих авто. Тарифы на услуги, уверен Александр Каминский, не изменятся ¬– ведь после вступления в силу в 2023 году ФЗ-580, регламентирующего работу водителей, никакого коллапса не произошло.
– Если решение принято на высоком уровне, то это всё делается на благо страны, – считает предприниматель. – Будут созданы новые производственные площадки, новые рабочие места и увеличатся отчисления в бюджет. Мне кажется, что это решение продумано и взвешено. Уход западных автопроизводителей показал, что производство должно быть налажено в нашей стране.
Ещё один предприниматель, сдающий в аренду автомобили нескольким воронежским таксопаркам и согласившийся пообщаться с «TV Губернией» на условиях анонимности, оптимизма коллеги не разделил.
– Пока поработаю, а потом, видимо, придётся менять профиль деятельности, – заявил он. – За российские авто просят, на мой взгляд, неадекватные деньги. И по надёжности их не сравнить даже с дешёвыми зарубежными аналогами. Если бы стоимость и качество соответствовали друг другу, а возможностей для доступного ремонта было больше – возможно, моя позиция оказалась бы иной.
Сопредседатель Воронежского регионального отделения общественной организации «Город и транспорт» Юрий НОВИКОВ рассказал «TV Губернии», что по оценке их структуры, уровень локализации популярной в народе «Гранты» не дотягивает до 50%, а всех остальных моделей – «отечественных» — ещё меньше.
– То есть, российских автомобилей строго математически не существует в природе, –заметил общественник. – Это означает, что какие-то автомобили будут объявлены российскими и получат привилегию по продаже на рынке такси. А там, где будут попытки добиться привилегий, там будет дополнительный сбор с потребителей услуги. Думаю, в итоге такси для потребителей подорожает. При этом качество услуги снизится.
Тем временем директор Национального совета такси Наталия ЛОЗИНСКАЯ в интервью интернет-изданию gazeta.ru обратила внимание на то, что, главная претензия перевозчиков в ответ на новый закон – искусственное ограничение выбора машин из-за введения балльной системы. По словам эксперта, таксопарки не участвуют в программе госзакупок, это полностью коммерческая отрасль, поэтому попытки применить балльную систему к ней «юридически некорректны». Лозинская уточнила, что принятый закон приведёт ко множеству негативных последствий: часть перевозчиков уйдет в тень, что снизит налоговые поступления, а оставшиеся – сменят вид деятельности. Всё это поспособствует росту цен на услуги, а, значит, и увеличению нагрузки на общественный транспорт.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.