Воронежская область сохранила 29 место в «Национальном туристическом рейтинге»
Столичный Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» опубликовали очередное ежегодное исследование «Национальный туристический рейтинг», посвящённое развитию туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.
Авторы проекта собрали, изучили и проанализировали статистические данные и публикации в СМИ, взяли комментарии у федеральных и региональных экспертов. Как выяснилось, и чиновники разного уровня, отвечающие за развитие туризма, и представители туристической отрасли проявили единодушие в оценке ситуации: 2021 год оказался успешнее предыдущего, ставшего во много «катастрофическим» для отрасли (недаром же в 2020 году она вошла в перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавируса!). И по официальным данным, и по мнению специалистов, в минувшем году вырос туристический поток, увеличилась заполняемость гостиниц. И хотя власти вводили различные ограничения, связанные с пандемией (порой неожиданные для отрасли и граждан), в целом регионы прошли 2021 год неплохо. Ряд субъектов, например Крым и Краснодарский край, даже показали динамику лучше 2019 года, увеличив на 15-20% количество принятых туристов.
Но вернёмся к рейтингу. Как обычно, при его составлении учитывались мнения и оценки специалистов медиагруппы «Отдых в России» (в неё входят упомянутый журнал о внутреннем/въездном туризме и одноимённый сайт; несколько туристических порталов; глянцевый журнал и сайт для англоязычной аудитории «Tourism & Leisure in Russia»).
В качестве критериев были выбраны следующие показатели.
1. Уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры региона:
-
число коллективных средств размещения (гостиниц);
-
число мест в коллективных средствах размещения;
-
количество мест в объектах общественного питания (рестораны, кафе, бары) на 1000 жителей;
-
число турфирм (организаций и ИП), работающих в регионе.
Данные за 2020 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики (Росстат).
2. Доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона:
-
доходы коллективных средств размещения (данные Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года);
-
объем платных туристических услуг населению региона (данные Росстата за 2020 год и 10 месяцев 2021 года).
3. Развитие санаторно-курортной отрасли региона:
-
число граждан, размещённых в санаторно-курортных организациях;
-
объём платных услуг санаторно-курортных организаций
Данные Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года.
4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней:
-
число граждан РФ, размещённых в коллективных средствах размещения;
-
число ночёвок в коллективных средствах размещения.
Данные Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года.
5. Популярность региона у иностранцев: численность иностранных граждан, размещённых в коллективных средствах размещения (данные Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года).
6. Туристская уникальность и привлекательность региона: количество объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр.
Данные Росстата за 2020 год.
7. Уровень преступности в регионе: количество совершенных преступлений на 100 тысяч жителей региона (данные Росстата за январь-ноябрь 2021 года).
8. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе (учитывалось количество запросов с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года в поисковой системе «Яндекс» по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона»).
9. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ с упоминанием региона (учитывалось количество публикаций в СМИ с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года, в том числе на индексируемых новостных ресурсах, по ключевым словам: «Туризм в + наименование региона», по данным системы мониторинга СМИ «ПрессИндекс» ).
По каждому из 15 критериев, на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2020 — 2021 гг., была подготовлена отдельная таблица, и в ней проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла; за каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Из 15 полученных таблиц был составлен сводный индекс-лист, где по сумме баллов (и с учетом экспертной оценки) были определены лидеры и аутсайдеры рейтинга.
В первую группу — «Золотую двадцатку» — вошли следующие регионы.
-
Краснодарский край (120,3 балла)
-
Московская область
-
Москва
-
Крым
-
Санкт-Петербург
-
Приморский край
-
Алтайский край
-
Республика Татарстан
-
Нижегородская область
-
Самарская область
-
Ставропольский край
-
Республика Башкортостан
-
Новосибирская область
-
Челябинская область
-
Иркутская область
-
Свердловская область
-
Тюменская область
-
Ростовская область
-
Калининградская область
-
Сахалинская область (88,4)
Во вторую, «серебряную», группу рейтинга (условное название — «Крепкие профи») вошли регионы, занявшие места №№ 21-69. Именно здесь находится основная часть регионов Центрального Черноземья. И уже далеко не первый год самое высокое место среди них занимает Воронежская область. На сей раз — №29 (77,2 баллов). У наших белгородских соседей — 33-я позиция (71,7), сразу за ними идут липчане (69,8), Курская область — №61 (47,8).
Замыкающей «бронзовой» группе (№№ 70-85) эксперты дали условное название «Начальный уровень». Именно в этой категории на 76-й позиции расположилась Тамбовская область (32,5).
Добавим, что год назад расположение чернозёмных субъектов РФ было таким: Воронежская область — №29, Липецкая — №30, Белгородская — №33, Курская — №56, Тамбовская — №75. В позапрошлом рейтинге существенных отличий тоже не наблюдалось: Воронежская область — №28, Липецкая — №31, Белгородская — №33, Курская область — №50, Тамбовская — №74.
***
Насколько объективно ранжирование регионов, проведённое ЦИК «Рейтинг» и журналом «Отдых в России»? По праву ли Воронежская область уже несколько лет стабильно замыкает в этом индекс-листе третий десяток субъектов РФ? Какие профильные события минувшего года нашему региону можно смело занести в свой «туристический актив», а какие — оставили, мягко говоря, неоднозначные воспоминания?
Такие вопросы интернет-канал «ТV Губерния» задал авторитетным воронежским экспертам. Представляем вниманию читателей их ответы.
Александр Кукин, заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области — начальник отдела развития туризма:
«Данный рейтинг — один из самых авторитетных и объективных в России. В его составлении участвует большая группа экспертов, которые анализируют значительное количество показателей. По традиции, Воронежскую область и эксперты, да и сами местные жители не воспринимают в качестве значительного туристического региона. Мы пытаемся сломить этот тренд, постоянно приглашаем к нам гостей. И на фоне такой же возрастающей активности всех регионов страны стабильное пребывание нашей области в первой тридцатке субъектов РФ — весьма почётно. Это объективный результат на сегодня, но, бесспорно, нам есть куда стремиться.
Несмотря на сложные пандемийные времена, в Воронежской области происходят значительные события в области туризма и индустрии гостеприимства. К самым значимым в 2021 году можно отнести открытие железнодорожного туристического маршрута ретро-линии «Графский поезд». Не забудем и открытие туристско-информационного центра на железнодорожном вокзале «Воронеж-1». Также в прошлом году стартовало несколько инфраструктурных проектов: Парк альпак в Белом колодце, «Ферма» в Чертовицах, база отдыха «Икорец» недалеко от санатория им. Цюрупы.
Хочу отметить и события в районных центрах. Инфраструктурные успехи есть в Павловске (реконструкция причальной зоны), Россоши (открытие экопарка «Каялов бор»), Богучаре (реконструкция городского центрального парка).
Самым же неоднозначным событием, причём отрицательно повлиявшим на туристический и гостеприимный имидж нашего региона, считаю отмену фестиваля «Чернозём» буквально за день до его начала, когда в Воронеж уже приехали многие гости.
В планах на 2021 год у нас стояло открытие специализированной подведомственной госорганизации по маркетингу и рекламе в области туризма и соответствующему продвижению Воронежской области на федеральном уровне. По понятным причинам этот проект был перенесён на год нынешний. Мы делаем всё возможное, чтобы это случилось.
Отмечу, что в прошлом году был создан проектный офис по развитию туризма при Ассоциации Центрального федерального округа (её в настоящее время возглавляет воронежский губернатор), и мы стали пилотным регионом для Аппарата полпреда президента РФ в ЦФО Игоря Щёголева по развитию туризма и сквозному маркетингу среди регионов этого округа.
Конечно, для туристической отрасли 2021 год был легче, чем 2020-й. Мы научились жить в условиях ковидных ограничений. Если позапрошлый год буквально обрушил туристическую отрасль по всей стране, то за год минувший турпоток в наш регион практически полностью восстановился. Многие туроператоры возобновили и нарастили свою деятельность. Будем надеяться, что в наступившем году эта позитивная тенденция сохранится».
Екатерина Шрамко, директор МБУ «Туристско-информационный центр Воронежа»:
«Сохранившаяся позиция Воронежской области в «Национальном туристическом рейтинге» за 2021 год — свидетельство стабильного состояния отрасли в нашем регионе на протяжении нескольких последних лет, с учётом особенностей работы в условиях пандемии. И то, что мы не первый год опережаем в этом рейтинге другие регионы Центрального Черноземья — объективный факт.
Значительное влияние на итоговое место нашей области в туристическом рейтинге оказывают отраслевые показатели столицы региона — Воронежа, где сосредоточено наибольшее количество коллективных средств размещения, а также турфирм, работающих в сфере внутреннего туризма.
Прошлый год для туристической отрасли был более успешным, чем 2020-й. Восстановлению туристического потока способствовали не только сохранившийся интерес к путешествиям по России, но и успешно реализованная Ростуризмом программа туристического кешбэка, возможностью участия в которой воспользовались и воронежские объекты размещения и турфирмы.
Удобная локация Воронежа, транспортная доступность, средний чек на размещение и отдых в регионе традиционно сыграли существенную роль в формировании турпотока. Как и в прошлые годы, заметный вклад в количество туристов внёс транзитный трафик гостей из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, которые останавливались в Воронеже по пути на юг и обратно. Но по сравнению с 2019 и 2020 годами можно отметить и активизацию туров выходного дня. Как правило, такие краткосрочные поездки в Воронеж жителей соседних регионов имеют комплексную программу, предусматривающую посещение достопримечательностей Воронежа и Воронежской области. Популяризации туров выходного дня способствует развитие межрегиональных связей.
Так, в рамках межрегионального туристического проекта «Сердце России», стартовавшего в апреле 2021 года по инициативе ТИЦ Воронежа и объединившего ТИЦы 12 регионов Центральной России и Поволжья, успешно продвигаются новые маршруты для организованных групп и самостоятельных путешественников в сегментах культурно-познавательного и событийного туризма.
Уверена, что в 2022 году нас ждут новые интересные проекты в сфере туризма, которые смогут повысить показатели туристической привлекательности Воронежа и всего региона».
Виталий Иванищев, руководитель проекта vrngid.com (организация экскурсий в Воронеже и окрестностях):
«Воронеж сохранил 29 место в рейтинге, во многом лишь благодаря тому, что и другие регионы не совершили качественного рывка в туристической сфере. Что же изменилось за прошедший год?
Ускорились темпы реконструкции усадьбы Ольденбургских. Какую-то часть туристов отпугивало аварийное состояние этого объекта, хотя сам по себе он, конечно, ценный. Работы в главном доме продолжаются, но уже открыты верхний и нижний парки, свитской корпус, дом с ризолитами, подвал. Ансамбль усадьбы — вполне цельный. Рамонь становится главным объектом показа в регионе. В минувшем году там открылся так называемый «музей бани» — интерактивный театр, где зрители являются соучастниками процесса, работает ресторан «Тулинов дом». Новые объекты и события появляются и в другой важной точке притяжения — в Костёнках.
Достаточно сомнительным проектом стал «Ретро-поезд». Сама идея замечательная, но реализация оказалась слишком кустарной. Посмотреть на локомотив середины ХХ века это, конечно, интересно, но если создатели ориентировались на британский «Хогвартс-экспресс» или на отечественный «Рускеальский экспресс», то реализовать замысел, похоже, не удалось. Со мной можно поспорить: мол, билеты на «Ретро-поезд» были раскуплены на 2 месяца вперёд! Да, всё так, но в масштабах города — это не такие большие цифры, к тому же в красивую обёртку завернули совсем не то, что обещали. Привезут ли прокатившиеся люди сюда своих иногородних друзей — большой вопрос…
Полным провалом для региона стали, на мой взгляд, перенос, а потом и отмена фестиваля «Чернозём». Люди купили билеты, забронировали отели, а в итоге мероприятие запретили за несколько часов до начала. Тут два очевидных минуса. Во-первых, останется неприятный осадочек в целом о Воронеже, а во-вторых, я опасаюсь, что серьёзные организации начнут бояться сотрудничать с нашими чиновниками: слишком уж много рисков.
К счастью, сохраняются преимущества нашего региона: трасса М4, множество отелей и общепита в областном центре, природное и историческое разнообразие, благоприятный климат. При этом не решён и ряд насущных бытовых проблем. Например, отсутствие элементарных бытовых условий (тех же кафе и туалетов) вблизи объектов показа в отдаленных от Воронежа районах области.
Чтобы в следующем году подняться в рейтинге выше, Воронежской области необходимо не только заявлять новые громкие проекты, но и решить старые, хотя и мелкие, но наболевшие проблемы».
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.