Воронеж слабый ливневый дождь +14°C
USD
78.47
EUR
92.28
Предложить новость
Прямой эфир
13:15 28.08.2022
12 мин
0
2196

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

В Воронеже выпускают самый надёжный пассажирский самолёт, на котором летает президент

13:15 2022-08-28
12 мин
0
2196

Воронежский авиазавод — это город в городе. На его территории есть улицы и площади, музей и часовня, железная дорога и собственный аэродром. 19 августа в этом городе авиастроителей отмечали юбилей предприятия – 90 лет со дня основания.

Корреспонденты «TV Губернии» побывали на празднике и смогли посидеть за штурвалом самого надёжного пассажирского самолёта Ил-96, подобного тому, на котором летает Президент России.

Славная история

Воронежское акционерное самолётостроительное общество (Филиал ПАО «Ил» – ВАСО, как сейчас официально называется предприятие) при рождении носило имя Завод № 18. Авиационный завод был построен на окраине Воронежа в рекордные сроки – 10 января 1930 года началось строительство, а уже в 1932 году предприятие вошло в строй. Благодаря авиазаводу в левобережной части города возник новый благоустроенный район. 

До 1941 года воронежские авиастроители успели освоить несколько типов самолётов. А незадолго до начала войны завод перешёл на выпуск штурмовика Ил-2, знаменитого «летающего танка».

В ноябре в связи с регулярными обстрелами города Воронежский авиазавод эвакуировали на станцию Безымянка под Куйбышевом. Оборудование разместили в открытом поле, рабочих поселили в землянках. Вскоре ударили морозы, в станках стало замерзать масло. Но люди разводили костры и продолжали работать. А 23 декабря на завод пришла правительственная телеграмма. Вместо благодарности за самоотверженный труд в нечеловеческих условиях авиастроителям достались упрёки и угрозы:

«Вы подвели нашу страну и Красную Армию. Вы не изволите до сих пор выпускать Ил-2. Самолёты Ил-2 нужны нашей Красной Армии теперь как воздух, как хлеб. (…) Если 18 завод думает отбряхнуться от страны, давая по одному Ил-2 в день, то жестоко ошибается и понесёт за это кару. Прошу вас не выводить правительство из терпения и требую, чтобы выпускали побольше Илов. Предупреждаю последний раз. СТАЛИН».

В ответной телеграмме, которую подписала большая часть коллектива, авиастроители пообещали «позорное отставание немедленно ликвидировать». И слово сдержали. В январе 1942 года завод выпускал уже по 7 самолётов в день, в феврале — 10, в марте — 12.

В память о трудовом подвиге один из самолётов Ил-2 установлен на площади перед заводом.

30-кратный предел прочности

В послевоенные годы завод постепенно перешёл на выпуск мирной продукции. Заслуженную славу воронежским авиастроителям принесли широкофюзеляжные пассажирские самолёты Ил-86 и сделанный на его базе Ил-96. К сожалению, в постсоветское время предприятие столкнулось с новой проблемой. В годы войны правительство требовало наращивать выпуск самолётов любой ценой. А в мирное время продукция завода оказалась невостребованной.

– Когда был развитой социализм и плановое хозяйство, мы выпускали 12 самолётов в год, – рассказывает директор музея ВАСО Светлана Гаврилова. – Сегодня делаем примерно 1 в 6 лет. Невозможно, чтобы самолёт был на самоокупаемости. Авиастроение должно быть дотировано, государство должно быть в нём заинтересовано. Валерий Окулов, глава «Аэрофлота» и зять Ельцина, во время посещения нашего завода говорил: «Ваша машина неизвестно когда ещё соберётся. «Аэрбас» или «Боинг» я куплю сейчас и буду на нём летать. А ваши, во-первых, дороже, во-вторых, неизвестно, когда вы мне его отдадите». Да, западные самолёты собираются, как горячие пирожки, но они и падают, как гнилые груши. В то же время Ил-96 имеет 30-кратный предел прочности. Не 3, а 30-кратный! О нашем самолёте пилоты говорят, что он не убил ни единого пассажира.

Сегодня Ил-96 используется специальным лётным отрядом «Россия», который обслуживает первых лиц государства. Именно на таком самолёте летает и Президент. Воронежские аэробусы также задействованы для нужд ФСБ и Министерства обороны. Простым гражданам путешествие на них недоступно. 

Ил-96 действительно самый надёжный самолёт своего класса. Он соответствует международным экологическим требованиям, способен выполнять беспосадочные межконтинентальные перелёты. Но 4-двигательный отечественный лайнер, превосходя 2-двигательных западных конкурентов в запасе прочности, проигрывает им в экономичности. Поэтому российские авиакомпании стали отдавать предпочтение иностранным самолётам.

Гвоздь программы

В программе праздничных мероприятий, посвящённых 90-летнему юбилею ВАСО, было посещение музея предприятия, спортивные соревнования, выступления аниматоров для детей, концерт и работа торговых точек. 

Но самой желанной целью для гостей авиазавода оказалась возможность подняться на борт самолёта Ил-96-300. Чтобы попасть внутрь лайнера, приходилось отстоять в очереди из сотен людей. За один «рейс» самолёт принимал лишь около двух десятков экскурсантов, и ожидание растягивалось не на один час. Самых упорных не переманил начавшийся праздничный концерт и даже не разогнал хлынувший ливень.

О потраченном в очереди времени я не пожалел. Лайнер не зря называют широкофюзеляжным, изнутри он кажется даже просторнее, чем снаружи. Поперёк фюзеляжа, разделённые двумя проходами, стоят 9 рядов пассажирских кресел. Можно было сфотографироваться возле иллюминатора с видом авиапутешественника. Но гораздо больше посетителей захотели побывать в кресле пилота и «порулить» крылатой машиной. К сожалению, экскурсовод на борту лайнера отсутствовал. Возможно, организаторы решили, что авиастроители и так знают о своей машине достаточно и смогут ответить на вопросы гостей.

Надежды на развитие

Но есть вопросы, на которые ответить непросто. Сможет ли этот самолёт вывести на новую высоту Воронежский авиазавод? И в каком виде встретит предприятие следующий юбилей? 

Надежды на развитие авиастроители связывают с международной обстановкой. 26 февраля ЕС запретил поставки запчастей к российским самолётам, а также их техобслуживание и страхование. Правда, 21 июля Евросоюз смягчил санкции и разрешил, хотя и с оговорками, поставки авиационных товаров и услуг. Но в любом случае санкции высветили серьёзнейшую проблему российской транспортной авиации — критическую зависимость от зарубежных производителей. В этих условиях поддержка отечественной авиапромышленности становится залогом выживания авиации. 

Воронежский авиазавод — единственное предприятие в России и одно из трёх в мире, где строят дальнемагистральные широкофюзеляжные пассажирские самолёты. Перспективной моделью здесь считают Ил-96-400М с удлинённым фюзеляжем, модернизированными системами и оборудованием, с новыми двигателями. По мнению экспертов, для дальних рейсов внутри России требуется не менее 15-20 подобных самолётов. Ил-96 вполне способен занять эту нишу, а оснащение лайнера двумя более мощными двигателями вместо четырёх повысит его топливную эффективность и экономичность. И если лайнер станет обслуживать гражданскую авиацию, Воронежский авиазавод не останется без заказов.

СПРАВКА «TV ГУБЕРНИИ»

Свой первый полёт Ил-96 совершил в сентябре 1988 года с центрального аэродрома им. Фрунзе на Ходынском поле. Экипажем командовал Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Станислав Близнюк. Полёт над центральными районами Москвы продолжался 40 минут. Затем были испытания в Якутске при −50°C и в Ташкенте при +40°C. Ил-96 совершил и беспосадочный рейс Москва — Петропаловск-Камчатский – Москва длиной почти 15 тыс. км. А в 1992 году самолёт перелетел из Москвы в Портленд через Северный полюс, проведя в воздухе 15 часов. В том же году лайнеру вручили сертификат лётной годности.

ЦИФРЫ

  • Ил-96 – широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт
  • Скорость – 900 км/час
  • Дальность полёта – 9000 км
  • Количество пассажиров – 300-435 человек
  • Экипаж – 3 человека
  • Средняя стоимость – 8,5 млрд рублей
Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.68339896202087