Эксперты об уровне импортозависимости Воронежской области: «Наш главный плюс — диверсифицированная экономика»

Аналитики из Института статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики» оценили, какие субъекты РФ в ближайшие годы могут больше всего пострадать от антироссийских санкционных ограничений. В расчетах они использовали данные Центробанка о доле импорта из стран, которые ввели санкции в отношении России (в конечной продукции по отраслям экономики), а также оценки доли работающих жителей субъектов РФ, занятых в региональных отраслях специализации.
Как показал составленный экспертами рейтинг регионов по импортозависимости, наибольшая доля импорта из недружественных государств в конечной продукции приходилась на автомобилестроение (25%), производство резиновых и пластмассовых изделий (18%), производство прочих транспортных средств (16%), машин и оборудования (15%), а на сферу фармацевтики (15%). Специализация российских регионов на подобных видах деятельности повышает риски возникновения там экономических и социальных проблем, начиная с 2023 года. Исходя из таких расчётов, более всего зависимы от импорта ключевые отрасли специализации в Калужской, Ульяновской и Самарской областях, Татарстане и Владимирской области. При этом из топ-30 наиболее импортозависимых регионов 24 — находятся в Центральном и Приволжском федеральных округах.
С другой стороны, санкционные ограничения гораздо меньше будут ощущаться в регионах, слабо вовлеченных в международное разделение труда, где экономика ориентирована в основном на местные рынки. В итоге самыми «импортонезависимыми» оказались Чеченская республика, Ингушетия, Алтай, Тыва и Еврейская автономная область, а среди 30 наиболее невосприимчивых к сокращению импорта регионов 19 — расположены в Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах.
Воронежская область, вместе с соседями — липчанами и белгородцами — оказалась в группе регионов, поделивших 26-31 места. Иными словами, если судить по рейтингу, то наш субъект Федерации попал в зону рискованной зависимости от импорта.
Но насколько реальна эта угроза? По просьбе интернет-канала “ТV Губерния» степень импортозависимости нашей области оценили авторитетные воронежские эксперты.
Доктор политических наук, профессор, председатель экспертного совета АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов» Дмитрий Нечаев: «Экономика и социальная сфера Воронежской области зависят от импорта, и это малоприятный фактор. Из отраслей, которые являются знаковыми для региона, стоит выделить три. На первом месте — агропромышленный комплекс и входящие в него перерабатывающие производства. Учитывая очень позитивную динамику роста сельхозпродукции в последние 10 лет, нельзя не отметить что во многом такой рост, особенно по зерну, связан с использованием импортной сельхозтехники и, особенно, запчастей к ней. В Воронежскую область по-прежнему поступают трактора и комбайны, в первую очередь из недружественных стран. Не забудем и про импортные ингредиенты, необходимые для переработки сельхозпродукции, особенно молока.
Вторая уязвимая отрасль — строительство. Значительные объёмы материалов и оборудования Воронежская область получает из-за рубежа: как от недружественных и нейтральных стран, так и от стран-союзников. Самое печальное состоит в том что мы импортируем много мелочи, необходимой для строительства, вплоть до гвоздей и шурупов. Но, как и в АПК, эта ситуация не является смертельной, даже наоборот: адаптация к жёстким санкциям у наших строительных фирм — налицо, и в этом году в регионе ожидается серьёзный прирост в строительстве жилья.
Третья отрасль — сервисная экономика, прежде всего, оказание медицинских услуг. Здесь также есть серьезная импортозависимость, проявившаяся, в том числе, в подорожании этих услуг (речь идёт об определенных компонентах в стоматологии, технике и запчастях к ней; о проведении различных анализов и операций; о косметической хирургии и косметологии в целом). Но и здесь ситуация — не катастрофическая, импорт продолжает поступать, так что процесс адаптации отрасли к нынешним реалиям идёт достаточно успешно.
А вот воронежская промышленность не сильно пострадала от своей импортозависимости. Во многом это объясняется тем, что в регионе закрылось много промышленных производств, а те, что остались, не являются определяющими для экономики региона.
Итак, подвожу итог: экономика Воронежской области существенно диверсифицирована, в отличие от соседей (белгородцев и липчан), у нас нет крупных монопрофильных предприятий, которые давно и основательно «подсели» на импорт. Поэтому нашей области было легче адаптироваться как в целом к жёстким санкциям, так и к перебоям в поставках импорта. К тому же ещё до того, как правительство России сформировало стратегию в отношении «параллельного импорта», воронежские бизнесмены сами наладили такие потоки, прежде всего, через Турцию. Так что импорт, хотя и в меньшем объёме, в регион продолжает поступать. И ещё один нюанс: принятая у нас в регионе стратегия «новой индустриализации» уже даёт позитивные плоды. В наших ОЭЗ и индустриальных парках, в ТОСЭР «Павловск» создаются импортозамещающие производства, не только для внутренних нужд, но и в интересах экономики всей России. Так что нынешнюю ситуацию можно считать обнадеживающей».
Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и управления организациями ВГУ Юрий Трещевский: «Риски, связанные с импортозамещением, конечно, есть. Но наш регион — экономически диверсифицированный, и это — очень большой плюс. Именно это обстоятельство в 2008-2009 гг. уберегло нашу область от сильного спада в экономике, и сейчас оно тоже нас выручает. Ведь если по промышленному развитию мы располагаемся где-то в середине списка субъектов РФ, то по сельхозразвитию, особенно растениеводству — стабильно входим в пятёрку регионов-лидеров. Так что нас уместнее называть промышленно-аграрным регионом. Кроме того, у нас развита сфера услуг, в том числе таких технологичных, как здравоохранение и образование (область входит в первую тройку регионов ЦФО по числу студентов!). Также у нас хорошо развиты различные сегменты торговли (стационарная, интернет-трейдинг): развитие этой сферы обусловлено наличием города-миллионника с растущей агломерацией; там где большой спрос — там и высокая концентрация торговых предприятий.
Говорить про «очень большую» нашу зависимость от импорта — некорректно. Но она действительно имеется, особенно в высокотехнологичном сегменте промышленности (КБХА, «Созвездие», ВАСО и др.). Но ситуацию спасает то, что эти предприятия входят в крупные федеральные объединения, поэтому в процессе импортозамещения могут рассчитывать на эффективную помощь головных компаний.
Очень большая часть нашей промышленности представлена многими сотнями предприятий ,чья технологичность не слишком высока. С одной стороны, это плохо, ибо мешает росту производительности труда, а с другой стороны — это исключает большую зависимость от высокотехнологичного импорта. Кроме того, многие технологичные предприятия (и в промышленности, и в строительном секторе) уже нашли новых зарубежных поставщиков. Это приведёт к удорожанию производства, но позволит им удержаться на плаву.
Тревожит высокая зависимость нашего агропрома от импорта семян. Её ликвидировать куда труднее, чем, скажем, потребность в зарубежных препаратах для животных или в упаковочных материалах. Отечественный семенной материал имеется, но эти сорта — пока хуже импортных и дают меньшую урожайность. Вот в этой сфере нам есть над чем работать.
Что касается сегмента высокотехнологичных услуг, включая медицинские, то здесь на федеральном уровне идут важные изменения: и в плане разработки препаратов, и в плане производства медицинских изделий. Да и без иностранных партнёров-производителей мы точно не останемся.
Важно отметить, что власти региона принимают решительные меры для нивелирования упомянутых рисков и угроз. Эту работу они ведут уже с весны 2022 года, причём с привлечением вузовской науки. Также с конца минувшего года идёт корректировка региональной «Стратегии-2035» на ближайший трёхлетний период, в которой также участвует большинство наших вузов. Важным этапом этой корректировочной работы стала недавняя стратегическая сессия: её участники обозначили актуальные проблемы социально-экономического развития региона и наметили пути их решения.
Иными словами, нынешнее положение Воронежской области — не хуже, чем в среднем по России. Итоги 2022 года это подтвердили. А региональные прогнозы на 2023 год, с учётом нынешних реалий, тоже вполне удовлетворительные».
ДОКУМЕНТ
Из справки МИД РФ «О международных и внешнеэкономических связях Воронежской области в 2022г.»: «В субъекте Федерации продолжили деятельность крупные предприятия с участием иностранного капитала: «Эконива», «Бионорика Фармасьютикалс» (Германия), ООО «Воронежские трансформаторы» (новый владелец — компания из Нидерландов), АО «ОФС Рус Вокк» (Япония), французские ООО «Саф-Нева» («Lessafre»), ООО «Кун Восток» («Kuhn Group»), ООО «Танаис Семанс» («Euralis Semences Group»), ООО «Бунге СНГ» (США) и др.
Несмотря на возникающие трудности, вызванные нелегитимным санкционным давлением на Россию, другие зарубежные операторы, находящиеся в стадии развертывания мощностей, сохранили намерения по реализации инвестпроектов: чешский «Агрострой Рус» (сельхозтехника); подразделение североамериканского «Remington Holding International» ООО «Долина семян» (выпуск, обработка и хранение семян кукурузы и подсолнечника) и «Бобровский сыродельный завод» (Германия). В стадии обсуждения оставались инициативы фирм «O-verall Group» (Италия) по обеспечению региона электротранспортом и созданию зарядной инфраструктуры, «Bs green B.V.» (Нидерланды) по размещению ветроэлектростанции мощностью от 200 до 400 МВт, а также «TroEx GmbH» (Германия) по локализации завода деталей для экструдеров.
Следует отметить возросший во II полугодии 2022 г. интерес китайских инвесторов к Воронежской области. Так, представители «China Energy Engineering Corp. Ltd.» и «Henan Si&Co. Ltd.» анонсировали возможности строительства здесь газоперерабатывающего завода и комплекса по изготовлению карбида кремния.
…Осуществлялось последовательное наращивание связей с Республикой Беларусь. Новый этап в выстраивании двусторонних контактов ознаменовал визит 26—28 апреля 2022 г. губернатора А.В.Гусева в Минск. На встрече с президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко состоялся обмен мнениями о перспективах расширения взаимодействия в сельском хозяйстве, научно-образовательной сфере, медицине, увеличения обоюдных поставок товаров, а также развития совместных инвестпроектов в регионе. По итогам поездки был подписан детальный план по реализации Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Воронежской области о торгово-экономическом, научно-техническом, гуманитарном и культурном сотрудничестве на 2022 — 2026 гг.
…В рамках расширения географии международного взаимодействия субъект Федерации наладил регулярные контакты с партнерами из провинции Виньфук (Вьетнам), Таласской области Киргизии и Кашкадарьинской области Узбекистана. Руководство региона провело с ними серию встреч, в т.ч. в дистанционном формате, и приступило к согласованию соглашений о сотрудничестве в торгово-экономической и гуманитарной сферах…
…Многочисленные представители европейского бизнеса, которые уже интегрировались в местную экономику и продолжили в отчетный период производственную деятельность, не оставались без внимания руководства субъекта Федерации и получали все необходимые меры господдержки для устойчивого функционирования».
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.