Деревья под вырубку в Воронеже определят с помощью специального прибора

Как определить состояние дерева? Пожаловаться на самочувствие «больной» не может. Внешний вид помогает не всегда – огромный тополь с пышной кроной может оказаться гнилым и рухнуть на людей или припаркованные машины. Чтобы диагностировать деревья в Воронеже, сотрудники мэрии получили в распоряжение резистограф. Что представляет собой прибор и как он работает, можно было увидеть во время его испытаний.
Окончательный диагноз
Сотрудники мэрии решили протестировать резистограф 23 мая в лесопарке Института генетики на улице Ломоносова. Мастер-класс по обращению с прибором провёл инженер-лесопатолог Александр Данилов.
Прибор помогает выявить внутренние изъяны древесины, такие, как гниль, дупло, уплотнение. Ствол или корневые лапы посверливаются тончайшим, диаметром всего 3 мм, сверлом. Для дерева такая операция совершенно безопасна. При сверлении резистограф чутко фиксирует плотность древесины, а по плотности можно с уверенностью судить о здоровье дерева.
Прибор состоит из двух основных частей. Первая, похожая на бластер из фантастического фильма, заключает в себе сверло длиной 50 см. Вторая часть – считывающее устройство – напоминает терминал с кассовой лентой. На бумажной ленте одновременно со сверлением выходит линия резистограммы. Это график усилия, с которым сверло входит в древесину. При уплотнении линия ползёт вверх, а встретив внутри гниль или пустоту – резко падает.
Для обследования резистографом выбирают деревья с внешними изъянами, например, сухими ветками или плодовыми телами грибов-паразитов.
Инженер-лесопатолог Александр подходит к липе, на которой заметил сухой сук. Приставляет к древесной коре резистограф и нажимает на курок. С лёгким жужжанием входит в ствол сверло. Из считывающего устройства ползёт лента. Дерево толщиной 22 см прибор просверлил за несколько секунд. Александр запускает сверло в обратном направлении, и вскоре в коре остаётся почти незаметный прокол. Вместе со специалистами рассматриваем резистограмму на ленте. Линия похожа на мелкий морской прибой – чередуются невысокие подъёмы и спады.
– Так на регистограмме выглядят годичные кольца, – объясняет инженер-лесопатолог. – Годичные кольца состоят из поздней и ранней древесины. Когда дерево готовится к зиме, древесина становится плотной. Здесь чётко просматриваются годичные кольца, других отклонений в линии нет. Это регистограмма здорового дерева – изъянов в нём прибор не обнаружил.
Следующей для обследования выбрали растущую по соседству осину со сломанной вершиной. Процедура повторяется в точности, но регистограмма выглядит уже иначе – годичные кольца просматриваются не так явно, а в одном месте линия словно проваливается в яму.
– Провал на регистограмме – показатель гнили, – делает вывод Александр. – Даже если такое дерево стоит зелёным, его надо признавать аварийным и убирать. Эта осина находится в первой стадии гниения. Годичные кольца ещё просматриваются, но смыты. А если бы древесина полностью превратилась в труху, их не было бы видно совершенно. Резистограмму мы можем получить не только на бумажной ленте, но и загрузить её данные в компьютер. Так мы узнаем о дереве ещё больше, например, по годичным кольцам определим его точный возраст. На экране компьютера мы увидим картину более наглядно и подсчитаем процент поражённой древесины.
Удалить, чтобы сохранить
Как рассказала руководитель Управления экологии Воронежа Галина ВОРОБЬЁВА,
в мэрии надеются, что прибор стоимостью около 2 млн рублей окажется полезным для города.
– Прежде чем приобрести резистограф, мы изучили много литературы и пообщались со специалистами Центра защиты леса, у которых такие приборы уже есть, – сообщила эколог. – Мы настроены сохранить каждое дерево, кроме аварийных. Но при этом очень часто случаются споры с местными жителями и общественниками, которые требуют не вырубать их любимые деревья. Стараемся ни одно не удалить без достаточных оснований. Но визуально очень сложно вынести вердикт, может ли ещё дерево расти или оно опасно. Резистограф поможет поставить точку в таких спорах.
По словам Галины Воробъёвой, во время последней бури в Воронеже не упало ни одного сухого дерева. Все поваленные стволы выглядели здоровыми и жизнеспособными, но были поражены изнутри. С помощью резистографа удастся заблаговременно выявлять и удалять подобные повреждённые деревья.
В мэрии уже составлен план обследования проблемных деревьев. Первыми в очереди будут те, которые выявили в результате осмотров, обращений граждан, управляющих компаний и управ районов. Следующими кандидатами станут старые деревья в центральной части Воронежа, где их особенно много. Такие обследования с последующим удалением аварийных деревьев помогут обезопасить горожан от падений стволов и веток.
Работать с резистографом в Воронеже будет отдельный специалист – инженер-лесопатолог. Его обязанностью будет обследовать деревья, давать заключения об их состоянии и разрешать спорные вопросы. Если эффект от нового оборудования окажется высоким, мэрия рассмотрит возможность закупить ещё один такой прибор.
Чтобы Воронеж оставался зелёным городом, место удалённых деревьев должны занять новые.
– В первую очередь мы выбираем те породы, которые зарекомендовали себя жизнестойкими, – объяснила Галина Воробъёва. – Это и пирамидальный тополь, и выведенная лесотехническим университетом мужская особь тополя, который не пылит, но в то же время за 3 года вырастает до 6 метров. В городе хорошо себя чувствуют также липа, клён и рябина. Сейчас появилось много южных деревьев, таких, как катальпа и акация, но часть из них пострадала этой весной во время заморозков. Хвойники тоже хорошо чувствуют себя в городе, и мы будем восполнять ими удалённые деревья. При этом надо учитывать, что там, где растёт сосна, будет плохо расти лиственное дерево, и наоборот.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.