Как во время войны спасали шедевры из воронежского музея Крамского

Грозные военные годы стали трагическим временем для многих музеев страны. Не обошла беда стороной и Воронежский художественный музей им. И.Н.Крамского. И всё-таки значительная часть его коллекций была спасена – эвакуирована в сибирский Омск и сохранена благодаря подвижничеству сотрудников музея. Этим событиям и посвящена новая выставка «Музей в годы войны» — эмоциональная история спасения шедевров.
Экспозиция необычна по содержанию: в качестве экспонатов здесь представлены копии документов, писем и воспоминаний одного из главных действующих лиц эвакуации – замдиректора музея Леонида Афанасьева. Вместе с тем выставка оказывает невероятно сильное эмоциональное воздействие. В особенности, когда видишь пустые рамы, в которых вместо полотен размещены списки безвозвратно утраченных шедевров. В их числе – работы Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова. Кроме этого, музей лишился богатого собрания икон, скульптур, фарфора, коллекции довоенного плаката – всего более 1300 предметов. Речь идёт о тех сокровищах, которые погибли под бомбёжками и остались лишь на страницах каталогов и фотографиях.
15 тысяч экспонатов в трёх вагонах поезда

– В тяжёлые для страны 1941 – 1942 годы спасение культурных ценностей было задачей трудной и опасной, — рассказал один из кураторов выставки, историк Евгений Сычёв. — Ещё летом 1941 года музей продолжал функционировать. Как только линия фронта приблизилась к Воронежу, началась эвакуация предприятий.
Удивительно, но художественный музей не попал в первоначальный план эвакуации. К ней приступили благодаря инициативе и усилиям музейных сотрудников. Они по очереди дежурили на крыше здания музея (он размещался тогда в Доме губернатора по адресу: проспект Революции, 22), сбрасывали вниз зажигательные бомбы. Сами искали ящики и даже сколачивали их из того, что попадалось под руку, а затем тщательно упаковывали в них картины, скульптуры, другие экспонаты.
Далеко не сразу стало известно, куда будет эвакуирован музей. Также до последнего не было ясно, сколько ему выделят вагонов, которые были буквально нарасхват.
«Только в первых числах октября удалось добиться решения об эвакуации ценностей и музея, – писал позднее в письме родным Леонид Афанасьев. — Проявить в этом отношении личную инициативу, тем более что директора мобилизовали на войну… А я с утра и до поздней ночи, а иногда и ночью, неся дежурство по 8 ночей подряд, укладывал всё ценное… Иногда за плотника мастерил ящики, ломал для них стеллажи, витрины и шкапы».
В середине ноября 1941 года в три вагона вместо пяти удалось уложить 14888 экспонатов (в первую очередь отбиралось всё самой ценное) и отправить в сопровождении работников музея в Омск. 80 дней в пути. Прибытие. Выгрузка. Размещение 101 запечатанного ящика во Дворце генерал-губернатора Западной Сибири (там находился Омский государственный музей изобразительных искусств).
В Воронеже после наступления фашистов оставшиеся в городе сотрудники музея буквально под бомбёжками закрывали здание, которому было суждено превратиться в руины вместе со значительной частью ценностей.
«Люди хотели убедиться, что музей не погиб»
Спасённые коллекции вернулись в Воронеж только в 1945 году. До этого времени они так и хранились в запечатанных ящиках. Сотрудники музея в эвакуации вели просветительскую работу, читая лекции в госпиталях и институтах Омска.
«В августе 1945 года пришло распоряжение вернуть музей в Воронеж, – вспоминал Леонид Афанасьев. Вагоны подали на ту же железнодорожную ветку. 15 сентября двинулись домой. Утром 30 сентября были в Воронеже».
По словам Афанасьева, родной город было не узнать: кругом громоздились остовы разрушенных, обгоревших зданий. Развалины поглощал зловещий мрак. Впечатлённого страшной картиной замдиректора накрыли сомнения: удастся ли в сложившихся обстоятельствах восстановить музей? Да и нужен ли он людям в почти полностью уничтоженном городе?
Первоначально культурные ценности разместили в Покровском соборе, где находился музей атеизма. Позднее под коллекции выделили помещения областной партшколы (здание по адресу: ул.Орджоникидзе, 39). К 7 ноября 1945 года в честь годовщины Октябрьской революции здесь была развёрнута первая послевоенная экспозиция, в которую вошли полотна Ивана Крамского, Карла Брюллова, Фёдора Рокотова, Ильи Репина, Ивана Шишкина и др.
«С утра до вечера в зале толпились люди, – отписывал события Леонид Афанасьев. – Все хотели воочию убедиться, что музей не погиб. Что он вернулся и живёт, спасённый и возрождённый».
Выставка «Музей в годы войны» (0+) продлится до 12 марта 2023 года.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.