Top.Mail.Ru
Воронеж слабый снег -17°C
USD
75.92
EUR
89.06
Предложить новость
Прямой эфир
00:47 Сегодня
39 мин
0
447

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Освобождение Воронежа: малоизвестные факты и скрытые последствия оккупации

00:47 2026-01-25
39 мин
0
447
Летом 1942 года наш областной центр целых два месяца был единственным городом-фронтом Советского Союза

25 января 1943 года, после 212 дней и ночей сражений с гитлеровскими захватчиками и их союзниками, Воронеж был освобождён от оккупантов. История боёв за наш город наполнена массой событий и фактов – и трагических, и героических. Сегодня расскажем о некоторых из них.

Курить в Воронеже ночью строго запрещалось

22 июня 1941 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому Воронежская область, находившаяся в составе Орловского военного округа, была объявлена на военном положении. Отмена военного положения в нашем регионе произошла только 21 сентября 1945 года.

По всему Орловскому ВО объявили мобилизацию военнообязанных, родившихся с 1905 по 1918 годы включительно. Но многие наши земляки, не дожидаясь повесток, пошли в военкоматы, чтобы отправиться на фронт или записаться в отряды народного ополчения. Только в Центральном и Левобережном районах Воронежа 22 июня было принято 286 заявлений от добровольцев.

На следующий день, 23 июня, главная областная газета «Коммуна» опубликовала приказ №1 начальника Воронежского городского гарнизона Селиванова: 

«Воронеж и прилегающие к нему районы объявляются в опасности воздушного нападения противника. С наступлением темноты уличное освещение выключать полностью, оставив в необходимых местах синий свет. Все окна в жилых домах, учреждениях и предприятиях в ночное время затемнять. Движение автотранспорта – только с затемнёнными фарами и трамваев – с применением светомаскировки. Открыть все бомбоубежища в Воронеже. Организациям и населению рекомендую отрыть щели для защиты от авиабомб. Работа кино, театров, садов – до 22 часов. Гулянье граждан на улицах после 22 часов категорически запрещается, за исключением передвижения, связанного со службой и деловой деятельностью. Курение на улицах в ночное время запрещаю… За невыполнение настоящего приказа, распространение вредных слухов, спекуляцию и нарушение общественного порядка виновные будут предаваться военно-полевому суду».

В 1941 году из Воронежа были призваны в Красную Армию 47 тысяч человек. А в целом Воронежская область за годы войны направила на фронт около 600 тысяч своих сынов и дочерей – 22% населения региона. Из них вернулись домой только 240 тысяч…     

Воронеж – родина «Катюши»

В течение первого военного лета Воронеж оставался в стратегическом тылу. Наши промышленные предприятия начали работать для фронта с первых дней войны. Авиазавод выпускал штурмовики Ил-2; за них он уже в августе 1941-го был награждён орденом Ленина. Вагоноремонтный завод им. Тельмана производил бронепоезда и крупнокалиберные мины, ремонтировал танки и помогал строить дороги к линии фронта. А на заводе им. Коминтерна было налажено серийное производство пусковых установок БМ-13 (более известны как «Катюши») на шасси грузовиков ЗИС-6. По одной из версий своё название легендарные «Катюши» получили именно благодаря заводскому клейму – букве «К».

Осенью 1941-го южный фланг наступавших на Москву немецких войск проходил уже вблизи границ нашего региона. Враг вошёл в соседние Курскую и Орловскую области. Когда линия фронта проходила в 100 – 120 км от Воронежа, город получил статус прифронтового. Начались первые налёты немецкой авиации. В середине октября было принято решение об эвакуации промышленных предприятий Воронежа на восток страны.
Тогда же в Воронеж переместились главное командование Юго-Западного фронта во главе с маршалом Тимошенко. По постановлению бюро Воронежского обкома ВКП(б) в областном центре был создан Городской комитет обороны во главе с первым секретарём обкома партии Никитиным. 

К осени 1941 года в Воронежской области было сформировано 165 партизанских отрядов общей численностью 4883 бойца. В феврале – апреле 1942 года 68% их личного состава было призвано в Красную Армию. На 1 июля 1942 года в районах области имелось 158 партизанских отрядов в составе 3126 человек. Весомым оборонным резервом было и народное ополчение: в его ряды вступили свыше 200 тысяч воронежцев.

К весне 1942-го линия фронта на воронежском участке стабилизировалась, лишь самую малость отодвинувшись на запад. Областной центр часто слышал гул сирен воздушной тревоги и гром зенитной артиллерии. Но впереди его ждали куда более суровые испытания.

Прорыв немцев стал неожиданным

Наступление противника на Воронеж застало Ставку Верховного Главнокомандования СССР врасплох: она полагала, что летнее наступление развернется на Центральном фронте – в сторону Москвы. Но 28 июня 1942 года войска немцев и их союзников направили основной удар на Воронеж. Эта операция получила кодовое название «Blau» («Синяя»).

После выхода противника к Дону 3 июля и форсирования им реки развернулась борьба на ближних подступах к Воронежу. 6 – 7 июля вражеские войска захватили правобережную часть города.

Из-за внезапности этого натиска организованной массовой эвакуации горожан провести не удалось: часть заводов с персоналом вывезли на восток ещё раньше, а не прикрепленных к «оборонке» жителей власти вывозить даже и не планировали. Более того, их успокаивали: Воронеж ни в коем случае сдан не будет. В результате очень многим жителям областного центра довелось испытать все тяготы жизни под оккупацией.

Воронежцы отказались служить немцам

В публикациях о Воронеже в годы войны часто утверждается: наш город стал единственным в Европе, где немцам не удалось организовать администрацию с участием местных жителей: никто из горожан не захотел сотрудничать с оккупантами.

Действительно, о массовом местном коллаборационизме говорить нельзя. Правда, отдельные горожане нанимались к захватчикам в хозяйственную обслугу, но исключительно для того, чтобы прокормить себя и детей. И уж само собой, нельзя называть «предателями» воронежцев, рывших для немцев окопы под дулами автоматов.

Тем не менее, в Госархиве общественно-политической истории Воронежской области хранятся тексты информационных сводок секретаря Воронежского горкома ВКП(б) Сохина, и вот что утверждается в одной из них: «По данным на 04.08.1942 г., бургомистром в г. Воронеже назначен некто Михайлов». Однако нет никаких доказательств того, что «некто Михайлов» был жителем Воронежа.

Зато имеются сведения о том, что для работы в нашем городе оккупанты привлекали своих пособников из близлежащих районов или соседних областей. Например, в тотальном принудительном выселении горожан в августе 1942-го участвовали подразделения украинской вспомогательной полиции.

 

От «гитлеровского» полка осталось лишь 8 человек

Воронеж стал четвёртым советским городом после Ленинграда, Новороссийска и Севастополя по длительности нахождения на линии фронта. Причём за всю Великую Отечественную войну только в Воронеже, Новороссийске и Сталинграде линия фронта проходила внутри городов. Вспомним и то, что немцы стали наступать на Воронеж 28 июня, а в город ворвались в ночь с 5 на 6 июля. А к Сталинграду противник подступил в сентябре 1942-го. Следовательно, два месяца Воронеж был единственным городом-фронтом нашей страны.

В августе 1942 года бойцы 100-й стрелковой дивизии (командир – полковник Франц Перхорович, чьим именем названа улица в Воронеже) захватили плацдарм на правом берегу Воронежа, в районе Чижовки. Это место, из-за постоянного пребывания под прицельным огнем врага названное «долиной смерти», стало символом подвига наших воинов: именно с того плацдарма началось освобождение города.

Для подъема боевого духа нацистов под Воронеж была переброшена дивизия из Третьего Рейха: в её составе находился пехотный полк, где в Первую мировую войну служил ефрейтором сам Адольф Гитлер. После двух дней боёв на Чижовке от «гитлеровского» полка осталось в живых лишь 8 человек.

Советская пропаганда не сообщала о захвате города

Главное пропагандистское агентство СССР – Советское информационное бюро (Совинформбюро) – долго не сообщало правду про обстановку в нашем городе.
Вечером 6 июля 1942 года по советскому радио впервые было сказано: «В течение 6 июля наши войска вели жестокие бои западнее Воронежа». 7, 8 и 9 июля Совинформбюро сообщало об ожесточённых боях «западнее Воронежа», а 10 июля – о том, что «наши части, действующие западнее Воронежа, наносят противнику большие потери».

Вечером 11 июля появилась новая формулировка: «В течение дня наши войска вели ожесточённые бои с противником на подступах к Воронежу». С 13 июля формулировка изменилась: «Наши войска вели ожесточённые бои против группировки немецко-фашистских войск, прорвавшейся в район Воронежа».
Про бои «в районе Воронежа» сводки сообщают вплоть до 31 июля. А в последний день этого месяца была озвучена информация об атаках и контратаках врага западнее и южнее города.

В декабре 1942-го Воронеж практически исчез из сводок. Всё внимание уделялось советскому наступлению в районе среднего Дона. С середины января 1943-го зазвучали новости о том, что «наши войска, расположенные южнее Воронежа, перешли в наступление».

И лишь 25 января 1943 года Совинформбюро сообщило: «Войска Воронежского фронта, перейдя в наступление, опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж». Получается, лишь тогда впервые было официально признано, что, по крайней мере, часть города раньше была захвачена врагом.

И это при том, что сам Сталин в своём знаменитом приказе №227 («Ни шагу назад!») ещё 28 июля 1942 написал: «Враг уже захватил половину Воронежа».

Символические ключи от города

Освобождение Воронежа от нацистов произошло в рамках стратегической наступательной операции трёх фронтов – Воронежского, Брянского и Юго-Западного. По замыслу советского командования, эта операция должна была стать классическим маневром на окружение. Точкой приложения сил был выбран курский поселок и железнодорожный узел Касторное. С севера на него должны были наступать 13-я армия Брянского фронта и 38-я армия Воронежского фронта, с юга – 40-я армия Воронежского фронта. Соединение их в районе Касторного позволяло отсечь основные силы немецкой 2-й армии и уничтожить их в «котле». Одновременно 60-я армия Воронежского фронта должна была наступать на Воронеж с востока, охватив город с юга и севера и взяв противника в «клещи».

24 января началось советское наступление. Но уже за несколько дней до этого германское командование, сознавая угрозу окружения своих войск в правобережной части Воронежа, приказало начать отвод частей своего 7-го армейского корпуса 2-й армии из нашего областного центра.

Узнав об этом отходе немцев, командующий 60-й армией Иван Черняховский доложил о ситуации командующему Воронежским фронтом генерал-лейтенанту Голикову и получил от него приказ: двинуть войска в правобережный Воронеж, чтобы не дать врагу ускользнуть. Эту задачу он выполнить не смог: основная часть корпуса нацистов сумела уйти из города на запад.

За освобождение Воронежа Черняховский был представлен к относительно скромной награде – ордену Красного Знамени. И это при том, что командующего упомянутым 7-м корпусом Эрнста-Эберхарда Хелля фюрер отметил Рыцарским крестом (одна из степеней военного ордена «Железный крест», высшая военная награда в Третьем Рейхе) в знак признания его особой храбрости в бою и больших успехов в руководстве войсками.

В мемуарах «Дело всей жизни», написанных маршалом СССР Александром Василевским, есть строки, посвящённые воронежским событиям: «И.Д. Черняховскому не хватало опыта для руководства войсками такого крупного объединения, как армия, и на первых порах он подрастерялся».

Символом освобождения Воронежа от оккупации по праву считается красный флаг, который бойцы 60-й армии водрузили на балконе полуразрушенного здания гостиницы «Воронеж» на площади ХХ-летия Октября (ныне – дом №8 на площади Ленина).

Но была и формальная процедура: в одном из уцелевших домов по улице 8 Марта командир 121-й стрелковой дивизии полковник Михаил Бушин вручил символический ключ от города председателю Воронежского городского комитета обороны, первому секретарю Воронежского обкома и Воронежского горкома ВКП(б) Владимиру Тищенко. Так власть в городе и области официально перешла в руки гражданской администрации.

Воронежцы не согласились строить город на новом месте

По официальным данным комиссии Государственного контроля СССР, в Воронеже было уничтожено 18277 жилых домов общей площадью 1206 тыс. кв. м. Когда говорят о том, что 92% городских зданий стали руинами, надо учитывать нюанс: разрушение зданий оценивалось с коммунально-бытовой, а не с архитектурно-исторической точки зрения. Полностью разрушенным считалось здание, у которого выгорели или обрушились перекрытия, и оно стало непригодным для использования без капитального ремонта. А «коробки», то есть стены, остались.

Ущерб, причинённый Воронежу, выразился в огромной для тех времён сумме: 5 млрд рублей. Воронеж вошел в число 12 городов Европы, наиболее пострадавших во Второй мировой войне, а также в число 15 городов СССР, требовавших «либо немедленного восстановления, либо сноса и возведения в другом месте» (постановление Совета народных комиссаров СССР от 1.11.1945 года).

Нацистские «эксперты» заявляли: Воронеж настолько разрушен, что никогда не будет восстановлен, а если такая процедура начнётся, то на неё потребуется, как минимум, полвека. Но они были посрамлены: город возродился за 10 лет!
Советское руководство в 1943 году действительно обсуждало вопрос о целесообразности восстановления Воронежа. Не исключался вариант строительства областного центра практически с нуля. Большей частью – на новых прилегающих территориях. Но воронежцы упорно возвращались именно в СВОЙ город, разрушенный почти до неузнаваемости и тем не менее родной. 

Именно тогда главным архитектором Воронежа назначили Николая Троицкого. Будучи уроженцем города, он считал необходимым восстанавливать его на исконной территории. А в 1946 году был утверждён Генеральный план застройки Воронежа, главным автором которого был архитектор Лев Руднев. В основу Генплана легла идея сохранения исторически сложившейся планировки, системы улиц и площадей. Многие кварталы пришлось действительно возводить с нуля.

Воронеж – не город-герой. Почему?

6 мая 1975 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Воронеж был награжден орденом Отечественной войны I степени. Как гласил текст указа, «за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в развитии народного хозяйства». Эту заслуженную награду наш город получил в честь грядущего 30-летия Победы.

Но почему же Воронеж так и не стал городом-героем? Первая и, возможно, главная причина в том, что такой статус предполагал активное развитие туризма, в том числе – международного. Между тем Воронеж был промышленным и научным центром, где создавались и внедрялись секретные разработки в области радиоэлектроники, электротехники, ракетных двигателей и космических станций. Такие города в СССР обычно были «закрытыми». Но официально «закрыть» Воронеж, являвшийся областным центром, было невозможно. И оставалось одно: не привлекать к нему лишнего внимания…

Вторая возможная причина состоит в том, что у города не нашлось лоббистов в Москве. Участники обороны и освобождения Воронежа – генералы Ватутин и Черняховский – погибли в годы войны, а Филипп Голиков, который в 1942 году командовал войсками Воронежского фронта, хоть и стал маршалом СССР в хрущёвские времена, при Брежневе потерял всякое влияние, уйдя в ряды военных пенсионеров. Больше некому было «продавливать сверху» присвоение Воронежу статуса города-героя. Говорят, что городские власти той поры шесть раз подавали соответствующие документы и постоянно получали отказ.

Ещё одна весьма вероятная причина – участие в оккупации Воронежской области венгерских и румынских войск. Как известно, в послевоенное время Венгрия и Румыния вошли в «советский блок» (Варшавский договор и СЭВ), и неприглядную страницу их истории было принято не афишировать…

Воинская слава 

16 февраля 2008 года президент России Владимир Путин подписал указ №206: «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества, присвоить городу Воронежу почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы»».
6 мая того же года Владимир Путин вручил грамоту, подтверждающую это присвоение. Грамоту от лица всех жителей города приняли председатель Воронежского городского Совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, почетный гражданин Воронежа Михаил Матвеенко, студентка Инна Ефремова и глава города Сергей Колиух. Произошло это в Екатерининском зале Кремля.

А ещё через два года в воронежском «Парке патриотов», у музея-диорамы, была торжественно открыта памятная стела «Воронеж – город воинской славы». Высота этого гранитного сооружения – более 11 м. Оно увенчано двуглавым орлом из позолоченной бронзы. Вокруг расположены небольшие колонны с барельефами, напоминающими о героическом прошлом Воронежа. В основании стелы – капсула с землей, взятой с братских могил воинов, павших на территории нашей области.

Вадим ЧУГУНОВ

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники, Дзен и Max.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Последние комментарии

Отправка сообщения об ошибке

Отправить

МЫ В СОЦСЕТЯХ

page load time: 0.83900094032288