Кто такие капельдинеры и как они помогают зрителям
Именно они проверяют на входе билеты, продают программки, рассаживают публику «согласно купленным билетам» и следят за порядком в зале. О нюансах своей работы, контактах со зрителями и неожиданных рабочих моментах представители уважаемой театральной профессии рассказали TV Губернии.
Постоянные зрители – члены семьи

Лариса Лопатина служит в Воронежском театре оперы и балета без малого 11 лет. У неё высшее математическое образование, а интерес к театру ещё со студенчества.
– Я часто ходила в оперный, но представляла его совершенно иначе, – говорит она. – Работать сюда пришла по совету подруги уже в зрелом возрасте. Когда узнала театр изнутри, прониклась к нему всей душой. Увидела, что каждый спектакль не похож на предыдущий – всегда есть какой-то нюанс. И это зависит не только от артистов, но и от зрителей, как они чувствуют постановку, как на неё откликаются.
Вечерние спектакли начинаются в 19.00, а по выходным и праздничным дням – в 18.00. Капельдинер приходит за два часа до начала, переодевается в униформу, проверяет зал, раскладывает программки. По словам нашей собеседницы, постоянные зрители для неё уже как члены семьи. С ними не просто здороваются, а даже поздравляют с праздниками.
– Ну, а тех, кто пришёл впервые, легко вычислить, – делится женщина. – Да они и сами об этом говорят, интересуются устройством театра, пытаются понять, что и где расположено. Самые популярные вопросы: «Где находится туалет?», «Где буфет?» и «Как пройти в зал?». Люди более привычные к посещению больших развлекательных комплексов могут уточнить «А в каком зале будет спектакль?».
Во время спектакля зоркое око капельдинера следит, чтобы зрители не перемещались по залу, не ели, не фотографировали.
– Была нештатная ситуация – девушка, видимо, впервые оказавшаяся на балетном спектакле, пришла в такое восхищение, что рванула с букетом цветов к сцене, когда Жизель ещё не завершила свой танец, – вспоминает Лариса Лопатина. – Еле успели перехватить. Представляете, в каком положении могли оказаться артисты?
Постепенное погружение

Наталия Головина служит в Воронежском государственном академическом театре драмы им. А. Кольцова с 2012 года. До этого работала в школе, выходила на сцену в учительском КВНе, часто посещала театр вместе с классами. Однако, когда театр становится рабочим местом, это совсем другие ощущения и задачи.
– С новой постановкой мы знакомимся накануне премьеры, на так называемой сдаче спектакля, – говорит Наталия Головина. – Нам важно знать, как развивается действие, какие будут сцены, особенные моменты. Например, звук хлопушки, изображающий выстрел. Публика разная, кто-то ведь может испугаться.
В день спектакля капельдинеру до прихода зрителей необходимо проверить зал, открыть эвакуационные выходы. После первого звонка открыть двери в зал, помочь зрителям найти свои места.
– От постоянной публики можем услышать вопрос «Кто сегодня занят в спектакле?», – продолжает Наталия Николаевна. — И мы с удовольствием расскажем, кто в этот вечер выйдет на сцену, ведь у каждого спектакля два состава актёров. Зрители-новички, в особенности гости Воронежа, обязательно спрашивают, сколько лет Театру драмы, кто из известных артистов и в каких ролях выходил на его сцену.
Самые волнующие моменты для Наталии Головиной – начало и финал спектакля.
– Люблю смотреть, как только-только завязывается действие, как публика постепенно в него погружается, — делится наша собеседница.
«Наши зрители – интеллектуальная элита»

Людмила Соломкина – артистка балета. В Воронежской филармонии она с 1996 года. Стаж работы капельдинером – пять лет.
– Моя главная обязанность – чтобы люди пришли к нам на концерт за праздником и его получили, – подчёркивает Людмила Владимировна. — Когда вхожу в филармонию, мысленно здороваюсь с Чайковским – его портрет висит на самом видном месте. Конечно, здороваюсь с нашими зрителями, большую часть которых составляет интеллектуальная элита Воронежа: педагоги, врачи, математики, физики…
По словам Людмилы Соломкиной, многие из постоянных гостей — замечательные собеседники, увлечённо рассказывающие о своих открытиях в мире музыки, литературы.
– А какие легендарные музыканты оказываются в стенах филармонии! — восхищается наша собеседница. – Оперная дива Хибла Герзмава, великий дирижёр Юрий Башмет, пианист Денис Мацуев. И, знаете, чем выше звезда, тем проще она в общении: всегда поздоровается, спросит «Как ваши дела?».
Кроме вдохновляющих моментов, есть в работе капельдинера и сложные ситуации: вдруг перед представлением или во время него пожилому человеку стало плохо.
– В подобных случаях мы знаем, как поступать, – говорит Людмила Соломкина. – А бывают ситуации, ставящие в тупик. Например, человек во время классического концерта… достаёт спицы и начинает вязать.
Тем, кто никогда не был в филармонии, но хочет приобщиться к миру музыки, Людмила Владимировна рекомендует начать с программы «Говорит и показывает дирижёр», которая идёт в дневные часы по воскресеньям. Ещё лучше начинать знакомство с филармонией с детского возраста, на программах «Музыкальные истории Знайкиной и её друзей».
– Мне нравится наблюдать за детьми перед концертом, – замечает капельдинер. – В них столько искреннего любопытства – «А что же там за той закрытой в зал дверью?». Люблю смотреть на лица людей, выходящих из зала. Одни, вдохновлённые и радостные, начинают страстно обсуждать игру музыкантов. Другие словно замерли внутри себя, им важно не расплескать бесценные чувства.
СПРАВКА TV ГУБЕРНИИ
Капельдинер – это работник театра или концертного зала, отвечающий за организацию работы с посетителями. Слово произошло от немецкого Kapelldiener – «служащий капеллы». Изначально так называли помощника руководителя оркестра (капеллы), который занимался подготовкой нот и настройкой инструментов.









Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.