Легенды Кантемировского района: слобода молдавского князя, героический пасечник и лётчик-ас
Дорогие читатели! Интернет-канал «TV Губерния» и старейшая воронежская газета «Коммуна» продолжают совместную рубрику «Исторический маршрут». Её ведущий, известный воронежский врач-офтальмолог Роман Авдеев, является автором книги «Воронежская область путешествий». По материалам этой своеобразной энциклопедии написаны истории нашей рубрики.
В прошлый раз мы знакомили читателей с историей Каменского района. Сегодня мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие в Кантемировский район. Вы узнаете, почему слободу в Воронежской губернии назвали в честь молдавского князя. Также мы расскажем, за что сельский пасечник получил медаль и телеграмму от Сталина, и как военный лётчик из Кантемировки стал маршалом.
Проголосуйте за понравившуюся историю, и набравшая наибольшее количество голосов легенда попадёт на страницы газеты «Коммуна».
Почему слободу в Воронежской губернии назвали в честь молдавского князя
В 30-е годы XVIII века территория, где сейчас находится Кантемировка, принадлежала казакам Богучарской сотни. 1734 год можно считать первой датой рождения Кантемировки: тогда эту землю захватил генерал Алексей Тараканов. Он и попытался основать здесь первое поселение крестьян, которое стало называться Алексеевкой или Таракановкой. Но просуществовало оно всего три года. Землю генерал присвоил землю самовольно, поэтому императрица Анна Иоанновна приказала разорить зарождающуюся слободу и изгнать крестьян.
Правда, через 5 лет алексеевские жители вернулись в эти же места и построили дома чуть ниже по течению реки. А с 1756 года землёй стал распоряжаться главнокомандующий слободскими полками генерал-поручик Константин Кантемир – представитель знатного молдавского рода, перешедшего в начале XVIII века на службу Петру I. Кантемир построил новую слободу, которую и переименовали в его честь. В прозвище Кантемир сочетаются два слова: титул тюркских правителей «хан» и распространённое тюркское имя «Темир», означающее «железо». До революции у села было даже два названия по имени основателя — Константиновка и Кантемировка.
Правда, исследователи до сих пор спорят, в честь какого Константина назвали слободу. Дело в том, что князья Кантемиры этим именем нарекли трёх мужчин в своем семействе. К зарождению Кантемировки могут быть причастны Константин Дмитриевич или Константин Антиохович – подтверждённой версии пока нет.
В 1770-е годы в слободе проживало более 2300 человек. Кантемировцы занимались скотоводством, торговлей, винокурением, но основной доход приносило земледелие. Случались в слободе и крупные ярмарки, на которых шла бойкая торговля хлебом, скотом, овечьей шерстью, кузнечными изделиями и прочим товаром.
Необычно называется не только сама слобода, но и её улицы. В 1870-е через Кантемировку начали прокладывать железнодорожную ветку. Строительство поручили наёмным рабочим из города Нахичевань. Когда работы завершились, чужеземцы не захотели уезжать: кому-то понравилось в слободе, а у кого-то попросту не было денег, чтобы вернуться домой. Они попросили у местного старосты разрешения поселиться в Кантемировке навсегда, но местным жителям новые соседи пришлись не по душе. На общем сходе решили: рабочие могут остаться, но должны построить себе дома за железной дорогой. Словом «Нахичевань» стали называть целый микрорайон, который обжили чужеземцы. А из-за особенностей местного диалекта «Нахичевань превратилась в «Качаван». Сегодня эта местность объединяет улицы с вполне традиционными для советских времен названиями (Пролетарская, Рабочая, Элеваторная) и улицу Нахичевань, отсылающую к далёким предкам.
За что сельский пасечник получил медаль и телеграмму от Сталина
В Кантемировском краеведческом музее среди экспонатов времен Великой Отечественной войны примостился соломенный улей. Кажется, что пчелиный домик здесь лишний. Кругом каски да снаряды, а ему место среди предметов старины, да и то с большой натяжкой – улей как улей, только стенки не деревянные, а сплетённые из лозы. Но за ним стоит история пасечника, на деньги которого построили военный самолёт, долетевший до Берлина.
Василий Иванович Набокин жил на отшибе поселка Коваленковский Кантемировского района – почти на три километра вокруг ни одного двора. Работал он в колхозе «Заря» пасечником и дома тоже держал ульи. В Первую мировую войну Набокин получил 18 ранений и остался инвалидом первой группы, но продолжал трудиться на пасеке.
Когда в Кантемировку пришли немцы, у Набокина было две бочки мёда – единственное богатство. Понимая, что фашисты могут поживиться и этим добром, Василий Иванович зарыл бочки в землю, а для надежности прикрыл сверху скирдами сена. Незваные гости действительно вскоре пришли к пасечнику. Его родственник оказался предателем и сообщил немцам: «У деда есть мёд».
Фашисты с пристрастием допросили Василия Ивановича: «Куда можно спрятать две бочки, по 200 литров каждая?». Пасечник упрямо молчал. Разозлённые немцы выбили ему передние зубы и ушли без добычи. С трудом сохранённый мёд помог выжить жителям посёлка: в те голодные годы Набокин понемногу подкармливал односельчан. Мёд был на вес золота – его давали раненым как ценное лечебное и диетическое средство.
Когда Кантемировский район освободили, Василий Иванович часть мёда передал в военный госпиталь. Другую – сдал, а полученные деньги отправил на строительство боевой техники. Воодушевлённый блестящими победами Красной Армии, Набокин писал в своём письме в Кремль: «Пусть мой вклад поможет быстрейшему разгрому ненавистного фашизма».
Так две бочки мёда помогли построить военный самолёт, который, по заверениям кантемировцев, долетел до самого Берлина. Подвиг Василия Набокина отметил Иосиф Сталин. Герой получил от него телеграмму, в которой вождь благодарил колхозника за заботу об армии. Набокин даже удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Медаль и телеграмма сейчас хранятся в том самом районном музее Кантемировки, где со штыками и гимнастёрками гордо соседствует пчелиный улей.
Как военный лётчик из Кантемировки стал маршалом
В село Кантемировка Воронежской области можно добраться автобусом или поездом, но аэродрома здесь, понятное дело, нет. Поэтому когда в семье железнодорожников родился мальчик со страстью к небу и самолётам — его отдали в кружок авиамоделирования и думали: само пройдёт. Но в 15 лет Александр Ефимов впервые поднялся в небо на планере УС-4 и окончательно для себя решил: «Буду лётчиком!» Родители долго отговаривали упрямца, но в конце концов отправили учиться в аэроклуб Миллерово. Оттуда он, как примерный ученик, попал в Ворошиловоградскую военную школу пилотов. Летом 1941 года к нему приехала мама, которая просила своего единственного сына, сорвиголову и молодого лётчика «летать пониже и потише». Не получилось — началась война.
В 19 лет Александр Ефимов совершил свой первый боевой вылет. Война, как известно, мощнейший катализатор, который заставляет не только стремительно взрослеть, но и превращает вчерашних неоперившихся выпускников в лётчиков-асов. Уже через пять вылетов Александр встал во главе звена. Случай уникальный — это не дается ни званием, ни возрастом, ни служебным положением — только мастерством и умением ориентироваться в небе. Еще через год Александр Ефимов командовал штурмовой авиационной эскадрильей. Ему было 20 лет.
За всю войну Ефимов совершит 288 боевых вылетов и 68 разведывательных, уничтожит более 90 вражеских самолётов, восемь из них — в воздушном бою.
Маршал Советского Союза Константин Рокоссовский знал талантливого лётчика и лично давал ему сложные поручения. По словам однополчан, услышав о каком-то невыполненном сложном задании, Константин Константинович сразу спрашивал: «А Ефимов летал туда? Не летал…» Потом звонил и говорил: «Саша, это надо сделать».
За мужество и героизм, проявленные в боях, капитан Александр Николаевич Ефимов был дважды удостоен звания Героя Советского Союза. Закончил он войну в небе над Берлином и в июне 1945 года, стал участником легендарного Парада Победы на Красной площади, которым командовал Константин Константинович Рокоссовский.
После войны карьера Александра Николаевича стремительно шла вверх, параллельно он много и упорно учился — окончил Военно-воздушную академию и Военную академию Генерального штаба. В 1975 году ему было присвоено звание маршала авиации.
После 52 лет безупречной службы заслуженный военный лётчик СССР, лауреат Государственной премии, доктор военных наук, профессор, Ефимов ушел в отставку, но продолжал работать в многочисленных общественных организациях и оставался значимой фигурой и авторитетом.
31 августа 2012 году все российские новостные агентства сообщили о смерти дважды Героя Советского Союза Александра Николаевича Ефимова и выразили соболезнования родным и близким. Ему было 89 лет. В Москве и Миллерово, на домах где он жил, установили мемориальные доски. В поселке Кантемировка появился бронзовый бюст знаменитому земляку.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.