Кукольный «Ревизор» и фолк-хоррор: чем завершился IX «Маршакфест» в Воронеже
Кукольный «Ревизор» и фольклорная страшилка. IX «Маршакфест» завершил свое шествие по столице Черноземья. Под занавес фестиваля артисты из Карелии показали необычную постановку по Гоголю, а театр имени Образцова — фолк-хоррор от лауреата «Золотой маски» Бориса Константинова.
То ли люди, то ли куклы. Перекошенная комната, застывшие от ужаса карикатурные лица. На сцене драмтеатра — «Ревизор» от театра кукол из Карелии (16+). Режиссер Игорь Казаков и художник Татьяна Нерсисян решили максимально гиперболизировать знаменитый гоголевский сюжет.
Актеры говорят: сначала было не по себе, но потом привыкли. Кто-то сравнивал внешность своего героя с персонажами Тима Бёртона, кто-то — с картинами Василия Ложкина. Самая большая маска — у городничего; сделана она из вспененного полиэтилена.
Олег Романов, заслуженный артист Карелии:
— У меня в этой и еще в одной маске сделаны вентиляторы внутри, я сам это придумал во время репетиций, потому что дышать совершенно невозможно. Первые две сцены — и пот градом, все мокрое. Поэтому я принял решение вентилятор вставить себе в голову. И так с этим вентилятором мы ездим по всей стране.
Другие маски сделаны из папье-маше или поролона. Играть в них нелегко. Например, чтобы быть Лукой Лукичом, нужно ходить задом наперед.
Ирина Будникова, актриса Театра кукол Республики Карелия (г. Петрозаводск):
— У меня здесь есть сеточка, сквозь которую я смотрю и надеваю вот так. И тут уже гибкость рук и никакого мошенничества, здесь я уже все пуговки сама…
Любовь Васильева, директор Театра кукол Республики Карелия (г. Петрозаводск):
— Это бумага, клей, картон, это глушит звук, и нужно пробить маску, через маску пробиться в зал интонацией, голосом, поэтому вставлены микрофоны. И тут начинается вторая беда спектакля: надо сделать так, чтобы звук был не микрофонный, а естественный. Куклы и маски много говорить не должны, и здесь чудовищный темпоритм.
Некоторые актеры играют сразу двух персонажей. Например, Бобчинского и Добчинского. Текста много, поэтому приходится говорить так быстро, как только возможно. При этом двигаются артисты буквально по памяти и на ощупь.
Екатерина Швецова, актриса Театра кукол Республики Карелия (г. Петрозаводск):
— Мне, конечно, видно ровно вот столько, сколько видно в рот.
Чтобы максимально оживить персонажа, нужно очень много пластики, причем не бытовой, а такой же карикатурной. В спектакле есть еще один интересный режиссерский прием. По мере того, как растет эго Хлестакова, меняется и размер его маски: от меньшего к большему.
Родион Михно, актер Театра кукол Республики Карелия (г. Петрозаводск):
— Он может себе только воображать, что он генералиссимус, поэтому он такой субтильный, маленький человечек. Не хотел их одурачить, но попал в такую случайность, поэтому он по факту ведет себя как очень наивный ребенок, который хочет насладиться жизнью.
Ну, а театр Образцова из Москвы привез на «Маршакфест» спектакль-лауреат «Золотой Маски». За милым названием «Белая уточка» (12+) скрывается славянский фолк-хоррор. Молодая княгиня не слушает наказов своего супруга и попадает в липкие объятия Зла. Здесь оно предстает в образе черной птицы с человеческим лицом, которая буквально летает над брусничной поляной.
Владислав Камышников, актер Театра кукол им. Образцова (г. Москва):
— Есть какие-то движения, которые брали от птиц. Она немножко приседает, а на самом деле я чуть ли не сижу у пола, а крылья очень высоко. Мое тело изгибается иначе, чем вы видите, плюс удлинение шеи. Это дает ощущение птицы. Это единое вместе с главной героиней, это ее другая сторона — темная сторона.
Брусника здесь — символ искушения, а поляна — воспоминание из детства режиссера. Нечистая сила превращает княгиню в белую уточку, а сама обретает облик героини. Актрисе Екатерине Малетиной приходится мгновенно переключаться между двумя контрастными образами.
Екатерина Малетина, актриса Театра кукол им. Образцова (г. Москва):
— Это очень интересно совмещать два образа, два начала — добра и зла. Моя героиня в конце остается уточкой, потому, что добро не может жить без зла и наоборот. Если зло побеждено окончательно, тогда и добро тоже погибает.
Действо наполнено обрядовыми песнями, звуками леса и необычными сценическими решениями на грани театральной магии, где переплетается живое и неживое. Для режиссера Бориса Константинова ключевой линией стала тема самого неказистого ребенка — птенчика-заморыша, который помогает спасти своих братьев от неминуемой гибели.
Борис Константинов, главный режиссёр Театра кукол им. Образцова, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии «Золотая Маска» (г. Москва):
— Часто мы, мальчишки, видя в себе гадких утят, не любим себя и ненавидим. Вот это зачем? Здесь мне хотелось привести пример: «Уродом родился — матушке пригодился». То есть очень теплые, очень живые, снятые с языка слова. Во время спектакля я сижу и дышу, то есть когда у спектакля есть дыхание, он приобретает еще один объем, потому что для меня важно не когда его поймут умом, а когда на чувственном уровне он откликнется.
Анастасия Павлова, Дарья Мистрюкова, зрители:
— Необыкновенная пластика, костюмы, созданная атмосфера. Очень понравились песни, звуки. — Народные сказки созданы не только ради развлечения, а ради того, чтобы научить детей, подрастающее поколение, урокам жизненным, это своего рода психология народная.
На этой удивительной сказочной ноте IX «Маршакфест» подошел к своему завершению. За 10 дней в Воронеже прошло около полусотни спектаклей, творческих встреч, лекций, мастер-классов и прочих фестивальных событий. Их посетили почти 11 тысяч зрителей.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.