Чем известен врач Константин Федяевский, которому хотят установить памятник в Воронеже

В середине июня стало известно, что в Воронеже скоро установят памятник Константину Федяевскому — врачу-офтальмологу, преподавателю и общественному деятелю. Уже выбран эскиз: на конкурс было представлено 19 проектов от 15 скульпторов из Воронежа, Москвы и Санкт-Петербурга. Первое место занял столичный коллектив. Скульптура появится на проспекте Революции, 12 – возле здания городской клинической больницы № 2, названной в честь Константина Васильевича. TV Губерния решила напомнить читателям, чем этот человек заслужил добрую память воронежцев.
Круглый сирота
Константин Федяевский родился в 1835 году. Он избрал для себя путь врача, поскольку знал с раннего детства, какое горе приносят людям болезни. Костя потерял мать через три дня после появления на свет. А когда мальчику не исполнилось и четырёх лет, от чахотки умер его отец, секретарь Шацкой городской управы Тамбовской губернии.
Сироту взял на воспитание двоюродный дядя отца. Опекун был мелким лавочником, но при этом сумел устроить своего подопечного в гимназию. Окончив её с золотой медалью, Константин поступил на медицинский факультет Московского университета. Дядя жил бедно и не мог поддерживать воспитанника деньгами. Студент вынужден был учиться и одновременно работать. На младших курсах трудился санитаром, затем — на ночных дежурствах в больнице. Несмотря на все трудности, Федяевский получил диплом лекаря с отличием, а затем сдал экзамен на звание доктора медицины.
В 1861 году молодой врач получил назначение в Ставропольский военный госпиталь, но прослужил там всего год. Вся его дальнейшая жизнь оказалась связана с Воронежем.
Здесь Федяевскому досталась трудная и малоприятная должность — врач тюремного замка. Любая больница — место безрадостное, а внутри тюрьмы она безрадостна втройне. Среди пациентов были не только убийцы и конокрады, но и вчерашние враги. Через Воронеж в то время отправляли в Сибирь пленных поляков, участников подавленного восстания.
Константин Федяевский в каждом своём больном видел прежде всего человека. Много лет спустя один из них, польский ксендз, вспоминал имя врача на каждой мессе. В Воронеже Федяевский задержал раненого повстанца в больнице. Не отправлял по этапу, пока простреленная нога не зажила, а провожая в дальнюю дорогу, подарил тёплые шерстяные чулки и немного денег.
В стенах духовной семинарии
Всякое сочувствие врача к пациентам вызывало подозрительность и недовольство тюремного начальства. Жалование было низким, а ответственная должность оставляла мало времени для частной практики. В 1864 году по протекции одного влиятельного пациента Федяевский получил должность преподавателя Воронежской духовной семинарии.
Будущих священников учили не только богословию, им читали курсы по медицине и сельскому хозяйству. В те годы батюшка чаще всего был единственным образованным человеком в селе, и к нему шли за советом. Чтобы помочь своей пастве не только молитвой, священник должен был знать основы агрономии и медицины. Операцию выпускник семинарии провести бы не смог, но умел определить болезнь, подсказать способ лечения, а при случае и оказать первую помощь.
Федяевский преподавал в семинарии медицину, а также заведовал лазаретом для учащихся. Статус и жалование здесь были выше, чем на прежнем месте. Врач вёл в городе большую практику, стал известным среди воронежцев. Но спокойную должность Константин Васильевич потерял из-за своей принципиальности. Один из преподавателей семинарии напечатал в газете статью, которая вызвала начальственный гнев. От Федяевского потребовали признать автора публикации душевнобольным, но врач категорически отказался и вынужден был покинуть семинарию.
«В Воронеже я нужнее»
Ситуация осложнялась тем, что доктор встретил свою любовь. Константин Федяевский лечил сына купца первой гильдии Василия Веретенникова и влюбился в старшую сестру своего пациента. Лиза Веретенникова ответила взаимностью, но её отец выступил против брака. Веретенников был хозяином торгового дома, имений, огромного особняка и конного завода. Купец пользовался в Воронеже большим авторитетом, избирался гласным Думы и становился городским головой. Любимую дочь он собирался выдать не за нищего лекаря, а за представителя своего сословия.
После ухода из семинарии Федяевский на свои сбережения отправился в Германию. Он собирался изучить опыт немецкой медицины и одновременно прервать отношения, которые не могли закончиться свадьбой.
Первая цель вполне удалась. В Берлине и Мюнхене врач прослушал лекции видных учёных и познакомился с лучшими клиниками. А вот второе намерение не осуществилось. Елизавета Веретенникова после окончания в Петербурге Высших женских курсов вопреки воле отца приехала к Константину в Берлин, и в 1866 году они обвенчались в православной церкви при русском посольстве. Константин и Елизавета прожили вместе больше полувека. У них было семеро детей, а ещё одну девочку, дочь умершей родственницы, супруги взяли под опеку.
После возвращения из-за границы Константин Васильевич получил назначение на должность старшего врача в Губернской больнице, которая сегодня носит его имя. Здесь врач трудился 28 лет. Благодаря Федяевскому появились детское и родильное отделения, был построен отдельный корпус для психических больных, в помещениях устроили вентиляцию и ванные комнаты, пополнилась база оборудования и медикаментов. При больнице открылось первое в Воронеже училище для подготовки медицинских работников среднего звена. Среди его учащихся была и дочь Федяевского.
Заботу врача о преобразовании больницы городские власти не понимали. Денег земство выделяло недостаточно, и Федяевскому постоянно приходилось просить о пожертвованиях своих богатых и влиятельных пациентов. В Воронеже по инициативе Константина Васильевича появилась и «амбулаторная бесплатная лечебница» — подобие современной поликлиники.
Одновременно с административной и преподавательской деятельностью Константин Васильевич продолжал лечить людей. В то время ещё не существовало специализации врачей. Федяевский не был исключением, но его любимой областью медицины оставалась офтальмология. Только одних операций по извлечению (или излечению?) катаракты за свою врачебную деятельность он провёл больше 6 тысяч. Федяевский умел находить время и для научной работы, а с 1868 издавал в Воронеже научно-популярный журнал «Медицинская беседа».
Николай Склифосовский, однокурсник и друг Федяевского, неоднократно предлагал ему переехать в Москву и преподавать в университете. Но Константин Васильевич всякий раз отвечал: «В Воронеже я нужнее».
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.