Воронеж ясно +8°
USD
84.28
EUR
92.99
Предложить новость
Прямой эфир
18:37 12.06.2023
10 мин
0
2696

Нашли ошибку?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как несли службу воронежские пожарные до революции

18:37 12.06.2023
10 мин
0
2696
Пожарная команда на улице Старомосковской. Рисунок художника Л.Г. Соловьёва 1882 года

380 лет назад в Воронеже была организована первая пожарная команда. Воевода Василий Ромадоновский доложил царю Михаилу Фёдоровичу, что «6 человек из пеших ходят в остроге и по слободам для огневые выемки, чтоб в летнюю пору от пожарного времени дурна какого не учинилось». «TV Губерния» рассказывает, как в старину наш город охраняли от огня, где располагались воронежские пожарные части и почему эта служба считалась одновременно почётной и непрестижной.

Воронеж в огне

За свою историю Воронеж семь раз полностью выгорал от пожаров. Деревянные строения под соломенными крышами горели как спички, а тесная и бессистемная застройка города способствовала распространению огня. Градоначальникам оставалось только в очередной раз доносить в Москву о случившемся несчастье.

Ровно через год после пожара 1672 года, уничтожившего город почти наполовину, воронежский воевода Борис Бухвостов сообщил царю о новом бедствии: «В ночи, на Воронеже в посадской в Напрасной слободе загорелся двор, у посадского человека, у Сергушки Савостьянова, и от того, государь, пожару в той Напрасной и Пушкарской слободах у пушкарей и у посадских, у всяких чинов людей, сгорело пятьдесят дворов… А в то, государь, число, как загорелся двор у Сергушки Савостьянова, была сухмень и ветры большие».

Самый страшный пожар случился в ночь с 9 на 10 мая 1748 года. Сгорело больше тысячи жилых домов, а также памятники петровского времени – царский дворец, адмиралтейский двор, дома Меньшикова, Апраскина и других вельмож. В огне погибли сотни людей, а от всего Воронежа уцелело только несколько домов вблизи Акатова монастыря. Бороться с пожаром оказалось невозможно. В городе ещё не существовало водопровода и почти не было колодцев – воду воронежцы брали из реки. Не хватало нашему городу и настоящей пожарной охраны – многочисленной, хорошо оснащённой и обученной.

Под контролем полиции

Профессиональные пожарные появились в Воронеже только в начале XIX века. В 1802 году император Александр I создал министерство внутренних дел, и с этого времени обязанностью полиции становилась не только борьба с преступностью, но и организация пожарной охраны.

Крупные города делились на районы, которые тогда называли частями. В каждой из них действовали полиция и пожарная команда. В 1818 году указом императора было предписано «для каждой части определить количество пожарнаго инструмента, обоза, лошадей и фурманов, кои состояли бы в полном владении полиции; чтобы каждая часть имела свой дом, с нужными постройками, для помещения пожарнаго инструмента и обоза».

В Воронеже пожарных частей было три: Мещанская, Дворянская и Московская. До наших дней уцелело здание Мещанской части на улице Карла Маркса. Правда, её высокая колокольня во время войны была разрушена, а затем отстроена в усечённом виде. Дворянская и Московская части не сохранились. Дворянская находилась на месте Дома связи на проспекте Революции. Московская часть стояла там, где сейчас вход в Кольцовский сквер со стороны Агропрома.

В 1911 году появилась ещё одна пожарная часть, которая называлась Пожарной частью Вольного пожарного общества и располагалась на месте современного Комсомольского сквера. В отличие от остальных она находилась в подчинении городских властей, а не МВД.

Жизнь на посту

Во главе пожарной охраны города стоял брандмайор. Ему подчинялись начальники частей – брандмейстеры, которые руководили унтер-офицерами и рядовыми пожарными. По штату пожарной команде полагались 1 брандмейстер, 6 унтер-офицеров, 104 рядовых, 79 лошадей, 8 ручных пожарных труб и 20 бочек ёмкостью от 20 до 60 вёдер.

До 1868 года пожарные команды комплектовались призывниками. И служба у пожарных была тяжелее и опаснее, чем у солдат в мирное время. После подъёма и молитвы рядовые пожарные кормили и чистили лошадей, убирали двор и помещения. В 7 часов был завтрак, затем начинались занятия. На «словесности» прежде всего зубрили пожарный устав. Этот документ, принятый в 1832 году, состоял из 7 глав и 150 статей. Словесность включала также нечто подобное политзанятиям в советской армии.

Строевая подготовка для пожарных считалась такой же обязательной, как и для военных.  Но главным занятием была отработка специальных навыков. Пожарные лазили по лестницам, спускались по верёвке с учебной башни и каланчи, прыгали в сетку с крыши или из окон высокого здания. Брандмейстеры часто устраивали учебные тревоги, чтобы в нужный момент не оплошать перед начальством. Иногда проверки готовности к выезду проводили полицмейстер и городские власти.

Помимо занятий и хозяйственных работ пожарные поочерёдно дежурили на каланче, в конюшне и у ворот. Заканчивался рабочий день в 9 часов вечера после общей молитвы. И лишь раз в неделю пожарный получал увольнительную на 3 часа, чтобы сходить в баню. Выходной полагался раз в месяц, но лишить его рядового могли за малейшую провинность. В любую минуту пожарный был готов мчаться в огонь, и даже ночью ему не разрешали снимать сапоги, чтобы по тревоге не терять времени.

Блеск и нищета пожарных

Когда по тревоге распахивались ворота пожарной части, борцы с огнём под непрерывный звон колокольчиков во весь опор мчались по городу. В это время извозчики и частные экипажи торопливо прижимались к обочине, уступая им дорогу. На Большой Дворянской останавливалась конка, и пассажиры пытались угадать, куда на этот раз спешат пожарные. Казалось, что во всём Воронеже нет людей главнее бравых молодцов в блестящих касках!

Но на самом деле положение пожарных было далеко не блестящим. Полицмейстер, которому подчинялись пожарные, видел в них прежде всего бесплатную рабочую силу. В 1907 году начальник воронежской полиции держал двух пожарных в качестве личной прислуги, а ещё девять передал в распоряжение другим полицейским. Пожарных, а также их лошадей, привлекали и для выполнения различных городских работ, например, для «приготовления площади Митрофановского монастыря к обнесению мощей святителя».

С конца XIX века пожарные команды комплектовались уже не солдатами, а вольнонаёмными. Но получали пожарные очень мало. Накануне Первой мировой войны им платили всего 12 рублей, что было гораздо ниже средней зарплаты рабочего. Желающих рисковать жизнью за такие деньги не хватало, и в частях постоянно был некомплект.

Во время войны жалованье повысили до 20 рублей, однако цены росли быстрее. Воронежский брандмайор жаловался, что «малый оклад жалованья при огромной опасной работе никого не привлекает». Не помогает даже освобождение от призыва, более того, пожарные « прямо-таки просят об отправлении в действующую армию», поскольку в этом случае их семьи будут обеспечены лучше.

Редакция «TV Губернии» благодарит Центр противопожарной пропаганды и общественных связей за помощь в подготовке материала.

Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Следите за новостями в наших соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники и Дзен.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Отправка сообщения об ошибке

Отправить
page load time: 0.60404896736145