12:00  «Губернские новости»
 12:15  «Арт-проспект»
 12:30  "Главный Национальный"
 12:45  «Эффект времени»
 13:00  «Открытая наука»
 13:30  «Up&Down. Уникальные судьбы уникальных спортсменов»
 14:00  «Губернские новости»
 14:30  "Главный Национальный"
 14:45  «День вместе. Разминка»
 15:00  «День вместе. Кулинарный мастер-класс»
12:00  «Губернские новости»
12:15  «Арт-проспект»
12:30  "Главный Национальный"
12:45  «Эффект времени»
13:00  «Открытая наука»
13:30  «Up&Down. Уникальные судьбы уникальных спортсменов»
14:00  «Губернские новости»
14:30  "Главный Национальный"
14:45  «День вместе. Разминка»
15:00  «День вместе. Кулинарный мастер-класс»
Губернский опрос: торговля и справедливость - две вещи несовместные?

Реализация нацпроектов в Воронежской области
Реклама на «TV Губерния»

Губернский опрос: торговля и справедливость - две вещи несовместные?

1370
Губернский опрос: торговля и справедливость - две вещи несовместные?

Ежегодно, во вторую майскую субботу, жители многих стран мира отмечают Всемирный день справедливой торговли («World Fair Trade Day»). В 2018 г. он выпадает на 12 мая. Этот «социально-ответственный» праздник традиционно проводится под руководством Всемирной организации справедливой торговли (World Fair Trade Organization, WFTO). Среди мероприятий, которые обычно включаются в повестку дня, - выставки, семинары, конференции, в которых принимают участие компании-производители из десятков государств со всех континентов. Эти коммерческие структуры отличаются тем, что громогласно пропагандируют свою приверженность принципам справедливой торговли, которая должна соответствовать «международным стандартам». Впрочем, упомянутые мероприятия не обязательно приурочены лишь ко второй субботе: ведь «месяцем справедливой торговли» принято считать весь май!

Добавим, что в 1980-е годы появилось даже массовое международное общественное движение под названием «Справедливая торговля». Его организаторы придумали и свой девиз: «Fair trade is not aid» («Справедливая торговля – не попрошайничество»). И они же сформулировали уже упомянутые «принципы справедливой торговли», - их ровно десять.

1. Создание возможностей для экономически неблагополучных производителей

Постепенное уменьшение нищеты благодаря торговле - одна из главных целей. Всемирная организация справедливой торговли поддерживает малых производителей, вне зависимости от того, являются ли они независимыми «семейными» предприятиями или группируются в ассоциации или кооперативы. Организация стремится дать им возможность перейти от нестабильных доходов и бедности к экономической самостоятельности и стабильности.

2. Прозрачность и подотчетность

Система управления и финансирования должна быть прозрачна. WFTO несёт ответственность перед всеми заинтересованными сторонами и уважает конфиденциальность коммерческой информации. Важно создание возможностей для участия сотрудников, членов и производителей в процессы принятия решений; это - гарантия того, что соответствующая информация открыта и честна перед всеми своими партнерами, а каналы связи прозрачны на всех уровнях цепи поставок.

3. Практика справедливой торговли

WFTO заботится о социальном, экономическом и экологическом благополучии малых производителей и максимизирует их прибыль. Организация ответственна в вопросах выполнения своих обязательств в установленные сроки. Поставщики добросовестно выполняют контракты и поставляют продукцию в срок и надлежащего качества, соблюдая технические характеристики. WFTO поддерживает долгосрочные отношения, основанные на солидарности, доверии и взаимном уважении, которые вносят вклад в развитие и рост движения «справедливой торговли». Этот принцип устанавливает эффективную коммуникацию со своими торговыми партнерами, чтобы избежать недобросовестной конкуренции. При этом поощряются культурная самобытность и традиции навыков малых производителей.

4. Справедливая цена

Справедливой ценой товара считается та, что была согласована непосредственно с самими производителями. Такая цена обеспечивает справедливую оплату производителям и является устойчивой на рынке. В случаях, когда рыночная цена нестабильна, справедливая цена принимается за абсолютный минимум, ниже которого товар не может быть продан. Справедливая оплата труда означает обеспечение социально приемлемого вознаграждения, которое согласовано с самим производителем.

5. Отсутствие принудительного труда, в том числе детского

В процессе производства запрещается использовать бесплатную рабочую силу, включая детский труд. За участие в изготовлении продукции любой человек должен получать достойный заработок. Дети также могут быть вовлечены в данный процесс, но исключительно на добровольной основе и лишь в том случае, если условия труда не наносят вреда их здоровью, не лишают сил и не нарушают безопасность ребенка. Кроме того, несовершеннолетние в этом случае получают за свою работу столько же денег, сколько и взрослые.

6. Отсутствие дискриминации, равенство полов и право на свободу ассоциаций

Неприемлема какая-либо дискриминация при приёме на работу, оплате труда, доступе к профессиональному обучению, карьерном росте, выходе на пенсию. И неважно, о каких предпочтениях идёт речь: по признакам расы, касты, национальности, религии, инвалидности, пола, сексуальной ориентации, политической принадлежности и т.д. При этом учитываются особые потребности в вопросах здоровья и безопасности беременных женщин и кормящих матерей. Женщины в полной мере могут участвовать в принятии решений, касающихся использования и распределения выгод от процесса производства; за одинаково выполненный объём работы мужчина и женщина должны получать одну и ту же зарплату. Признается право работников создавать профсоюзы.

7. Обеспечение хороших условий труда

Они соответствуют, как минимум, национальным и местным законам и конвенциям по охране труда. То же самое относится к продолжительности рабочего дня.

8. Обеспечение потенциала роста

Структуры WFTO, работающие непосредственно с малыми производителями, разрабатывают конкретные мероприятия, чтобы помочь этим производителям улучшить свои навыки управления, производственные возможности и доступ к рынкам.

9. Распространение идей «справедливой торговли»

WFTO повышает уровень осведомленности о целях «справедливой торговли» во всем мире и способствует распространению идей справедливости в мировой торговле. Организация предоставляет своим клиентам информацию о себе, своих продуктах и организациях-производителях. Честная реклама и маркетинг - приветствуются.

10. Уважение к окружающей среде

Производители используют для упаковки переработанные или легко разлагаемые материалы, - насколько это возможно. Также они используют технологии производства, направленные на снижение потребления энергии, и (где возможно), - возобновляемые источники энергии, которые минимизируют выбросы парниковых газов. Покупатели и импортеры продукции отдают предпочтение покупке продуктов, изготовленных из сырья, которое произведено из устойчиво возобновляемых источников.

***

Тогда же, на исходе ХХ века, вся производимая в мире продукция стала подлежать обязательной сертификации, а также маркировке, которая позволяет отследить всю товарную цепочку, начиная от происхождения сырья, производства конечного продукта, его доставки в точку розничной продажи и заканчивая непосредственным актом покупки со стороны конечного потребителя. Возникла, наряду с прочими, и маркировка «Fairtrade» - свидетельство того, что при производстве товара использовалось экологически чистое сырье, не происходили выбросы химикатов в почву, условия труда соответствовали международным нормам, и не был задействован подневольный, в том числе детский, труд.

Особое внимание при использовании подобной маркировки уделяется товарам, экспортируемым из развивающихся стран в развитые. При этом «товарами справедливой торговли» могут становиться как продукты питания (чай, кофе, какао, мёд, бананы, апельсины, специи, орехи, вино и др.), так и предметы ремесленного производства и одежда. Товары со «справедливым» лейблом часто стоят дороже аналогов, но многие потребители осознанно отдают предпочтение именно данной категории продуктов.

***

А вот теперь пора перейти от международной теории к российской практике торговли. Просим внимательно присмотреться к ней зорким взглядом потребителя и именно с этой позиции ответить на наш вопрос.

Какие факты, с которыми приходится сталкиваться в торговых заведениях, вы считаете самой большой несправедливостью по отношению к покупателям?

 

Вадим ЧУГУНОВ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
__