Воронеж местами туман
USD
93.29
EUR
99.56
Предложить новость
Прямой эфир
17:40 25.09.2020
20 мин
0
5567

Железнодорожный район: пригород на болотах с колдунами

17:40 25.09.2020
20 мин
0
5567

Железнодорожный район гладко стелет в вопросах самопиара: его называют одним из самых крупных районов города, а по опросам жителей он ещё и один из самых комфортных для проживания. Но под всем этим современным благополучием тихо дремлет история района, куда Пётр I, по легенде, выселял колдунов, где свои расстреливали своих, а молния с завидным упорством ударяла в один и тот же дом. Об этих и других интересных исторических фактах и преданиях Железнодорожного района для спецпроекта «TV Губернии» мы побеседовали с краеведом, заведующей кафедрой русского языка медицинского университета Ольгой Дедовой.

 

Две слободы

Первые упоминания о Железнодорожном районе в документах появляются в 1939 году. Но спустя некоторое время его соединяют со Сталинским, и до 1963 года район живёт и функционирует как Левобережный. Затем в очередной раз территорию Воронежа перекраивают по-новому, в результате чего на карте города вновь появляется Железнодорожный район. Изначально район состоял из двух старинных слобод: Придача и Отрожка. И уже потом, по мере разрастания города, к ним присоединились пригородные зоны: это Сомово, Репное (село и посёлок), Красногорск, Боровое и Кожевенный кордон.

 

Бойкое торговое место

Придачу иногда путают с одноимённой железнодорожной станций, однако именно слобода Придача, как и Отрожка, появились на левом берегу Воронежа, чтобы отражать татарские набеги. Дата основания Придачи – далёкий1587 год. И конечно, первоначально здесь селились казаки, которые защищали подступы к городу, а затем пришли и служивые люди. Активно слобода стала развиваться в эпоху Петра I: судоходство на Дону и всё, что с ним связано, стали довольно прибыльным делом. На строительных верфях требовались верёвки? Появилось верёвочное производство. Строителям и солдатам нужны сапоги? На Придаче организуются сапожные мастерские, а женщины учатся в промышленных масштабах того времени вязать перчатки, чулки, носки. Здесь варили пиво и делали вино – тоже весьма ходовой товар для растущего города. Знаменитый купец Вяхирев начинал ковать богатство своё и своего рода именно на Придаче – построил скотобойный, салотопенный и мыловаренный заводы. Чтобы не везти сукно из далёкой Англии для петровской армии, на месте организуют крупное суконное производство, которое потом – после отбытия царя – между собой поделят несколько купеческих воронежский семей. Но бойкой торговле и вообще экономике мешало половодье, которое отрезало левый берег от города и его центра. Поэтому в 1786 году была построена Митрофановская дамба, или гать, которая соединила Придачу с Воронежем, а также открыла выход на Южный тракт. Все знаменитые люди, которые отправлялись в ссылку или воевать на Кавказ, проезжали по этой дороге: Лермонтов, Островский, Чехов, Чернышевский, а потом и Буденный.

Со временем пригородная слобода Придача стала центром Придаченской волости. И, словно подтверждая статус важного транспортного узла, в 1868 году к востоку от Придачи прошла железная Козлово-Воронежская дорога. Окончательно эта торговая окраина города вошла в его состав где-то 1930-м году.

Надо сказать, что и сейчас границы этого района весьма затейливы. Например, Придача отделена от остальных районов улицей Димитрова: и по карте кусок Димитровской косы и узкая полоса вдоль берега с пешеходной зоной относятся к Железнодорожному району, но там же есть и кусок непонятно как затесавшегося на этот узкий перешеек Центрального района.

Военные, несмотря на то, что их активно теснили купцы и мастеровые люди, никогда не покидали Придачу. Сначала здесь располагался дисциплинарный батальон царской армии, который расформировали после откровенно неудачного восстания в 1905 году. В советское время здесь была Школа красных командиров, с 1943 года – Суворовское училище. Потом – авиационно-техническое заведение, которое очень часто меняло свой статус и название, пока, наконец, в 2012 году окончательно не определилось со статусом. Теперь это Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Естественно, это закрытое военное учебное заведение, но на его территории сохранилось старинное здание храма, которое переделывали под клуб для учащихся. Разумеется, в наше время всё вернули к истокам – там снова проходят службы. Есть у учебного заведения и «тематические» достопримечательности: самолёт МиГ-21, автомобиль аэродромного обслуживания и памятник выпускникам, погибшим в мирное время в горячих точках.

 

Лик со стены и «нашедшийся» храм

Углом к нынешнему Ленинскому проспекту (на пересечении Большой дороги и Кузнечной улицы) долгое время стояло непритязательное здание из старого красного кирпича. Его решили снести, и у строительной компании «Выбор» были вполне определённые планы на это место. Но под ковшом экскаватора при разрушении передней части здания вдруг проявились старинные фрески, на которых еле видный, но всё же вполне отчётливый образ святителя Митрофания спокойно и миролюбиво взирал на удивлённых строителей.

Они, конечно, и не подозревали, что разбирают алтарную часть старинного храма Рождества Христова, который был построен (в своем каменном воплощении) в 1785 году. После революции церковь лишилась крестов, куполов, сняли и барабан. С переменным успехом здесь существовали и театральный клуб, и прядильная фабрика, а во время войны – ремонтная база. После войны устроили что-то вроде общежития-тюрьмы, где жили пленные немцы и венгры, которые восстанавливали разрушенный авиазавод и строили трёхэтажные жилые дома на улице Димитрова, которые сейчас столь активно сносят. С 1952 года Епархия упорно пыталась вернуть здание храма, но советское руководство и ремонтно-подшипниковый завод, которому оно тогда принадлежало, столь же упорно отказывались это сделать. Должно было пройти ещё почти полвека, чтобы храм вернулся в лоно Русской православной церкви. Причём, передали его безвозмездно. В церковной ограде обнаружили и кладбище, где сохранились остатки древних склепов и могильных камней. Выяснилось, что именно здесь в своё время были похоронены протоиерей из Острогожска Андрей Федоров и старец Авраамий, который прославился своей подвижнической жизнью, но до крещения был турком- мусульманином. На этом кладбище находилась могила Христа ради юродивой Феоктисты (Феоктиста Михайловна Шульгина). Потом её останки были перенесены на Коминтерновское кладбище, а сейчас они обрели покой в Алексеево-Акатовом женском монастыре.

 

Лебединая песня и призрачный трамвайчик

Город разрастался, и от Придачи до Отрожки пустили трамваи. Одной из главных улиц Левого берега стал Ленинский проспект. Исторических памятников здесь нет, а вот городская легенда, связанная с «Лебединым озером» – есть. В районе остановки Минская раньше была территория с большим естественным водоёмом, примерно в 4 гектара. При строительстве проспекта одну, меньшую часть осушили и засыпали, а другую оставили, оборудовав под культурно-развлекательную зону, где могли прогуливаться и отдыхать, подкармливая лебедей, жители ближайших новостроек. Озеро подпитывалось естественными подземными родниками, там водилась рыба, плавали утки, а позже построили специальный домик для лебедей, которые были ручными. Все, кто жил рядом, старались ухаживать за территорией озера, рядом даже разбили плодовый сад.

Фото: 2vrn.ru

Но хаос 90-х и тяжёлое материальное положение привели к тому, что ручных лебедей просто выловили, приманив к берегу и, видимо, съели в одну из ночей этого смутного времени. Родники бить перестали, озеро почти высохло. Этому месту нынче пытаются вернуть его былую привлекательность, но пока безуспешно. Местные жители рассказывают истории с мистическим уклоном о том, что по вечерам и на рассвете над водой можно увидеть голубое сияние в виде купола.

Оксана Никулина, ретро-Воронеж

Ещё один призрак появился у Железнодорожного района после строительства Остужевского кольца и Северного моста. Это третий мост, который соединил левый и правый берег Воронежа. И по версии архитекторов, мост должен быть двухярусным, чтобы по верхнему ярусу ходил трамвай-кафе, и пассажиры любовались видами водохранилища. Но что-то пошло не так, трамвай буквально во время третьей своей поездки загорелся. Никто не пострадал, но больше на линию он не вышел, потом трамваи этого маршрута совсем исчезли. Правда, что-то очень похожее на трамвайное «треньканье» и даже призрак трамвая время от времени видят и слышат впечатлительные горожане, гуляющие вечером по Северному мосту.

 

Нехорошая слобода

На современной улицы Добролюбова раньше начинался старинный посёлок Отрожка (который тоже не надо путать с одноимённой железнодорожной станцией). Территорию улиц Добролюбова, Зои Космодемьянской, 25 Января, Грибоедова и Рокоссовского старожилы называют Старой Отрожкой. По версии исследователей местной топонимики, название «Отрожка» может происходить от слова «отрог» – там называли боковые выступы оврагов, которые похожи на «рожки», или от выступов полей служивых людей, которые тоже похожи на отроги. Есть версия, что в эту далёкую слободу Пётр ссылал «непорных» (то есть ненадёжных) солдат, и название «Отрожка» пошло от слова «отторженные». Сами местные жители условно делят свой район на Богданку, Одинцовку, Колдуновку и собственно Отрожку. Разумеется, больше всего легенд связано с Колдуновкой. Это частный сектор неподалёку от остановки Суворова, рядом с Казанской церковью. Есть несколько версий, откуда у этой окраины города такая необычная слава. По одной из них, здесь жила семья сильных эзотериков, или колдунов – кому как нравится. По другой версии опять не обошлось без Петра I: якобы он привёз с собой заморского чернокнижника, который должен был договориться с потусторонними силами и ускорить строительство флота. Но царь мечтал не только о кораблях, но и о колдовской книге, принадлежавшей этому чародею. Последний, по легенде, отдал драгоценную книгу местным колдунам и завещал надёжно спрятать. Пётр I расправляться с колдунами побоялся, зато сослал их на далёкий левый берег и запретил покидать место жительства. Волшебную книгу, правда, он так и не нашёл.

Время от времени в Колдуновке что-нибудь случается, что поддерживает легенды о ней и укрепляет «мистическую» славу. Например, в дом по улице 25 Января шаровая молния ударяла три раза – в разные места, но с завидным упорством.

Кстати, старинная Казанская церковь в Отрожке была построена только после того, как местный житель увидел столб света над пустырём. До этого о месте строительства храма местные жители никак не могли договориться. Сооружение её началось в 1903 году и закончилось в 1911 году. Церковь в псевдорусском стиле, предположительно построенная по проекту архитектора В. Гайна, получилась очень нарядной, со множеством декоративных деталей, словно сказочный теремок или пряничный домик. Образ Казанской Божьей Матери, который был написан на Святой горе Афон, и стал главной иконой храма. Во время гонений на церковь её спрятал и хранил у себя дома местный житель. Он вернул икону в храм, как только его стали восстанавливать. Другому храму в Отрожке – церкви Архангела Михаила – так не повезло. Деревянный храм снесли почти сразу после революции и долгое время не восстанавливали. Но как только баптисты стали просить городские власти отдать это место под молитвенный дом, Воронежская епархия, понимая ценность намоленного веками места, в кратчайшие сроки, из металлоконструкций, по очень простому проекту, но возвела на окраине Отрожки новую церковь.

 

Герои железной дороги

Одна из главных улиц Отрожки – Богдана Хмельницкого образовалась в процессе расширения строительства железной дороги. Исторически она называлась Козлово-Воронежская, а станция – Раздельная. Позже станцию переименовали в Отрожку. Вокруг постепенно образовался железнодорожный посёлок: сначала вагоноремонтный завод им. Тельмана, потом депо, а следом и жилые дома, в которых жили рабочие и управленческий состав. Некоторые дома из красного кирпича можно увидеть и сегодня. Один из корпусов железнодорожного колледжа во время войны стал штабом боевого участка обороны города. На территории депо в честь подвига железнодорожников во время войны поставили паровоз ФД20-711. Его пришлось привезти из Донецка, так как исправного локомотива этой серии в Воронежской области не нашлось.

Недалеко от паровоза поставили памятники сотрудникам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Некоторые изготовлены самими рабочими депо: в честь машинистов Николая Лапшова, Николай Глубокова, Георгия Юрина.

Но железная дорога хранит память не только о подвигах, но и преступлениях прошлого. В населённом пункте Сомово, который примыкает к Отрожке, участники общественной организации «Патриот» вскрывают расстрельные захоронения. В 1937-38 годы НКВД проводили здесь массовые расстрелы и захоронения. В Дубовке в честь жертв террора установили памятный знак, но раскопки отнюдь не закончены.

Кстати, там же в Дубовке в глубине соснового бора есть необычный, словно круги на полях, природный лабиринт на земле. Считается, что это место силы, которое помогает решить какие-то внутренние конфликты и противоречия.

Ольга СЕРДЮК

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,33932089805603