Воронеж ясно +14°
USD
93.29
EUR
99.56
Предложить новость
Прямой эфир
20:00 03.09.2020
17 мин
0
4342

Левобережный район – «промышленное сердце»

20:00 03.09.2020
17 мин
0
4342

В спецпроекте «TV Губернии» совместно с историками и краеведами Воронежа продолжаем рассказывать об удивительных и не самых очевидных фактах из истории районов Воронежа. С историком, сотрудником краеведческого центра библиотеки № 2 им. Кольцова, Еленой Устиновой мы побеседовали о Левобережном районе, который имеет свою удивительную судьбу, своих героев, которые составили его славу, тайные места и необычные интересные открытия.

 

Заводы, кварталы

Город Воронеж – один из 15 миллионников страны и крупнейший промышленный центр. Современный Воронеж состоит из шести административных районов, и два из них – Левобережный и Железнодорожный – названы так по расположению и появились уже в XX веке. Первый «кол» Левобережного района, если можно так сказать, (ведь любое строительство начинается с какой-то условной точки) – это место, где началось строительство крупнейшего авиационного завода. Предприятие уникальное, даже в масштабах страны, которое дало миру целую серию самолётов-легенд.

Чего стоит, например, самолёт АНТ-25, на котором Чекалов со товарищи совершили беспересадочный перелёт через Северный полюс и сели в Канаде. Именно на нашем заводе ещё до войны производили первые экспериментальные самолёты с обратной стреловидностью крыла. Это была гениальная идея конструктора Александра Москалева, который шагнул этим изобретением далеко-далеко в будущее. Легендарный самолёт Ил-2 тоже начинали строить у нас – его называли ещё «летающий танк» или «летающая крепость». Во время войны таких самолётов было построено более 30 тысяч! Начало этого масштабного производства было положено в Воронеже, а продолжили их строить уже в Куйбышеве (сейчас – Самара). После войны на авиационном заводе в Воронеже по-прежнему строили самолёты военных марок. Но потом в конце 60-х, в 70-е годы в самолётостроении произошёл прорыв – и появился первый сверхзвуковой самолёт Ту-144. Невероятный самолёт-ракета, который вошёл в историю отечественной авиации. После этого авиационный завод выпускал фюзеляжные, президентские самолёты – это Ил-86, Ил-96. Сегодня завод сильно разросся в сторону новых районов, которые называют: БАМ, Машмет, ВАИ. Название «Машмет» район получил, потому что здесь строили машины для металлургии. Другой, не менее известный левобережный район – ВАИ. Он был назван так, потому что в военные годы были планы построить в нашем городе Воронежский научно-исследовательский авиационный институт с большим количеством новой техники, экспериментальный, с привлечением интеллектуальных сил страны. Но война эти планы разрушила, а вот название района «ВАИ» осталось. Сегодня он тоже стремительно разрастается и недавно прирос бело-зелёными и бело-голубыми новостройками. Назвали район «Озерки». Удивительно, но когда-то здесь в самом деле были маленькие природные озера.

И ещё одна примета нового времени – именно на Левом берегу, в районе БАМа построили буквально за три месяца новый инфекционный госпиталь, чтобы бороться с нынешней заразой – коронавирусом.

Если говорить о ещё одной важной промышленной составляющей Воронежа, то в первую пятилетку в городе построили и завод по производству синтетического каучука СК-2. Первый (СК-1) был построен в Ярославской области после конкурса, который выиграл удивительный учёный Сергей Васильевич Лебедев. В его честь, кстати, названа одна из улиц около этого завода. Из интересных фактов: на конкурс представлялся и проект синтезирования искусственного каучука из растения, которое является очень близким родственником одуванчика. Так что, если бы грант на внедрение в промышленных масштабах выиграл тогда этот проект, то в Воронежской области очень много полей засеяли бы этим «почти одуванчиком».

Уже после войны на Левом берегу начинает работать ещё один завод – Шинный. Да, это химическое производство и достаточно вредное, но без этого не существует современной промышленности.

 

Храм на чужом берегу

Самый старый каменный памятник в Левобережном районе, если его можно назвать памятником, потому что это старинная церковь. Она стоит с 1848 года, когда в Воронеже была ещё слобода Монастырка или Монастырщенка, которая в свою очередь была частью Успенского монастыря. Тогда монастырь располагался на месте Успенской адмиралтейской правобережной церкви. Хочу ещё раз подчеркнуть, что изначально Успенский монастырь находился на правом берегу, чтобы люди не путали с нынешней Успенской семинарской церковью. Все знают, что у Петра I были довольно сложные отношения с духовенством, поэтому когда он строил корабли на набережной, то Успенский монастырь упразднил. Но Монастырка как часть бывшего Успенского монастыря сохранила своё название. Здесь в своё время были замечательно плодородные земли, особенно после того, как разливалась маленькая и извилистая речка Воронеж. Грунт насыщался таким количеством гумуса, что воткни палку – вырастет! Надо сказать, что Монастырка долго время оставалась таким форпостом на левом песчаном и чужом берегу. Здесь когда-то проходила граница Руси, и селились, конечно, в первую очередь, военные люди. Казакам, например, которые отважно селились на Диком поле, на Ногайской стороне Дона, там же давали земли — впридачу, отсюда и название. Постепенно, когда военная угроза отступала дальше на юг, стали жить крестьяне. А название так и осталось: Монастырка или Монастырщинка, оба варианта правильны. Кстати, со времени основания храма и до того, как его закрыли в богоборческие 30-е годы, священники, которые здесь жили, вели дневники. Это удивительная летопись жизни Монастырки. Записи вели, конечно, все по-своему: кто-то по-спартански сдержанно, в телеграфном стиле. А у кого-то были литературные способности, и вот они описывали всё: и голод, и свадьбы, и визиты императоров и какие-то удивительные моменты бытовой, но такой интересной для нас жизни людей 19 века. И эта история не закончилась, связь времён продолжается, и сегодня рядом с храмом находится духовная семинария. Именно здесь, на Левом берегу, молодые люди учатся на отделениях регентов (руководители церковного хора), иконописи, и, конечно, основное отделение готовит будущих служителей церкви.

 

Жилые массивы и герои стратосферы

В Левобережном районе много необычных, ни на что не похожих улиц. Достаточно сказать, что здесь есть улица-обманка – это улица Ленинградская. Почему обманка? Потому что все улицы начинаются от дворца Кирова в сторону улицы Димитрова. Ленинградская же, наоборот, начинается от Димитрова и идёт в сторону улицы Героев Стратосферы. Когда-то эта улица носила довольно необычное название – улица Лепорского. В предвоенные годы в Воронеже был такой замечательный врач. Его имя хотели увековечить, но в качестве названия улицы как-то не прижилось. Самая главная и основная магистраль Левобережного района – это, конечно же, Ленинский проспект. До 1961 года это был Октябрьский проспект, а до этого – Сталинский проспект. Да, именно так называлась главная улица Левобережного района. Но вернёмся к улице с таинственным названием – Герои Стратосферы. Не каждый местный житель скажет, кто эти герои и почему улица имеет такое странное название. До войны в СССР активно развивалось воздухоплавание причём, не только летательными аппаратами с крыльями, но и воздушными шарами. На Западе строили дирижабли, их называли цеппелины – по имени немецкого изобретателя и конструктора графа Фердинанда фон Цеппелина. Они пользовались огромной популярностью и их даже использовали для перевозки пассажиров с европейской части материка в Англию. Так было до катастрофы наиболее внушительного из них – «Гинденбурга». У нас была своя героическая история и своя катастрофа. В 1933 году группа инженеров построили летательный шар – точнее стратосферный аэростат «Осоавихим-1», или коротко «ОАХ-1». А 1934 было принято решение поднять аппарат на небывалую высоту, чтобы сделать научные замеры. Командиром экипажа из трёх человек, совершивших тот невероятный полёт, был Павел Фёдорович Федосеенко, родом из Острогожска. Аэронавты поднялись на запредельную высоту и установили новый мировой рекорд. Только представьте, 1934 год, а трое советских испытателей наблюдают за космическими лучами! Но при приземлении случилась катастрофа. Их искали около пяти часов. Наконец, нашли обломки аэростата. Все члены экипажа «ОАХ-1» были посмертно награждены орденом Ленина и похоронили их как будущих героев космоса на Красной площади. А в Воронеже в их честь назвали новую улицу – улица Героев Стратосферы. До войны эта улица интенсивно застраивалась красивыми сталинскими зданиями. Теперь этот стиль называют «сталинский классицизм», а его расцвет — «сталинский ампир». Это красивые дома с башенками, с декором, с лепниной на фасаде. Кстати, недалеко от авиационного завода, на фронтоне одного недавно отреставрированного дома, можно увидеть лепнину с изображением советских людей. Таких зданий очень мало, всего три в городе: одно напротив «Галереи Чижова», одно на улице Депутатской и вот ещё одно на Левом берегу. Изображены там разные представители советского народа: военный, рабочий и колхозница, пионер, мать с детьми. Во время войны, когда были страшные бомбёжки авиационного завода, здание, конечно, пострадало. И когда его восстанавливали, то какой-то не очень умелый строитель разрушенное изображение головы одной скульптур изваял так, что получился какой-то странный инопланетянин или даже колобок. Будете проходить мимо, поднимите голову – это очень интересно рассматривать и всегда вызывает улыбку.

И ещё один привет из далекого прошлого Левого берега нашего города. В краеведческом музее на одной из витрин лежат странные, отнюдь не симметричные и не очень красивые, как бы бляхи с такой подписью: «Клад монет, найденный в Левобережном районе города Воронежа, улица Николая Щорса». Это район той самой древней Монастырки.

Герои Левобережного района

На фронтоне проходной авиационного завода увековечены имена тех молодых мужчин, которые работали на авиационном заводе, а во время войны стали Героями Советского Союза. Это и Алексей Константинович Рязанов — генерал-майор, заслуженный военный лётчик СССР, дважды Герой Советского Союза. И лейтенант Алексей Захарович Небольсин, который направил свой самолет в немецкую автоколонну, повторив подвиг Гастелло. Его именем названа одна из улиц. И младший сержант Иван Данилович Меркулов, закрывший амбразуру вражеского дзота своим телом. На улице Меркулова в Воронеже и на здании цеха Воронежского авиационного завода установлены мемориальные доски.

Много знаменитых спортсменов жили или учились на левом берегу — ребята с рабочих окраин, которые своими спортивными достижениями прославили наш город. Это знаменитый советский боксер и абсолютный чемпион СССР Валерий Абаджян. Наш прославленный земляк, двукратный олимпийский чемпион, единственный в истории обладатель 8 олимпийских наград в прыжках в воду Дмитрий Саутин. Советская гимнастка, двукратная олимпийская чемпионка Любовь Бурда. В ее честь была названа «вертушка Бурды», это довольно сложный элемент на брусьях (поворот на 540о), который именно она выполнила впервые. Российская гимнастка и двукратный серебряный призёр Олимпийских игр Виктория Комова.

Конечно, в промышленном районе был очень много героев соцтруда. Например, Николай Богатырёв — передовик производства, сборщик автопокрышек Воронежского шинного завода. Его знал весь Советский Союз — великан, который досрочно выполнил план девятой пятилетки.

Ольга СЕРДЮК

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,47880482673645