Воронеж ясно +5°
USD
92.26
EUR
99.71
Предложить новость
Прямой эфир
10:44 09.10.2020
19 мин
0
3946

Коминтерновский район: вся власть рабочим и котикам

10:44 09.10.2020
19 мин
0
3946

Это только кажется, что в Коминтерновском районе кроме бесконечных новых домов, торговых центров и пробок на Московском проспекте больше ничего и нет. Редкий краевед дойдёт с экскурсией до Коминтерновского района и зря! Здесь удивительная смесь промышленной мощи (точнее её остатков), советского прошлого с колоннами и лепниной, сонного частного сектора, ну и конечно, уходящих за горизонт, в сторону Москвы, многоэтажек. Главный специалист государственной инспекции историко-культурного наследия Виктория Вырыпаева для спецпроекта «TV Губернии» рассказала, за что она любит этот район и почему ей нравится водить экскурсии по Московскому проспекту.

 

А мы пойдём на север

Железнодорожный район на левом берегу и Коминтерновский на правом можно назвать ровесниками, потому что решение об их создании было принято в 1938 году. Оно вступило в силу 20 апреля 1939 после подписания указа Президиума Верховного Совета РСФСР – это и считается официальной датой образования района. Понятно, что и до своего административного оформления здесь жили и устраивали свои дела очень предприимчивые люди. Так, например, на окраине города, в самом начале Задонского шоссе в 1910-х годах начинает работать фабрика мороженого «Холодильник». Об этом крупном промышленном предприятии упоминает газета «Воронежский телеграф», а также справочник Воронежа за 1925 год. После расширения и переоборудования производства в 1939 году фабрика производит около 9 тонн мороженого в сутки.

Предприятие работает и сейчас, горожане знают его как хладокомбинат. А Задонское шоссе превратилось в одну из самых длинных улиц Воронежа – Московский проспект. Старожилы города, кстати, всё ещё называют эту улицу по привычке – «Задонское шоссе». Задонское – потому что дорога на Москву шла через Задонск, где путники, как правило, делали остановку. А шоссе – из-за щебёнки, которой засыпали дорогу. По правилам дорожного строительства того времени: если проезжую часть укрепляли булыжниками, то она называлась мостовой, если щебёнкой – шоссе. Виадук вначале Задонского шоссе стали строить по заданию Совнаркома СССР в конце 30-х. Это очень красивый и дорогостоящий проект, на который потратили внушительную для того времени сумму – более 600 тысяч рублей. Причём, часть денег выделил отдельно Совнарком. Широкие лестницы, украшенные гипсовыми шарами, тяжёлые чугунные решётки, которые специально для виадука сделал завод Рудгормаш. Если постараться, то можно найти его клейма на ограде моста и сейчас. Строительство шло долго.

Так, в июле 1938 года газета «Коммуна» выражала опасение, что мост не будет готов к 7 ноября. Разумеется, что открытие столь масштабного объекта хотели приурочить к революционному празднику. Мост был открыт и служит до сих пор. Его периодически ремонтируют, но угадать в нём изначальное величие замысла и архитектурную красоту можно, честно говоря, с трудом.

 

С коммунистическим приветом из Латвии

Сейчас уже точно никто не скажет, по какой причине машиностроительный завод акционерного общества «Рихард-Поле» эвакуировался именно в Воронеж. Но в 1915 году меньше, чем в двух километрах от Заставы, начинается строительство новых корпусов завода, который станет крупнейшим в дореволюционном Воронеже и даст название будущему району. Тогда по документам он принадлежал прибалтийской семье: Рихарду, Ядвиге, Анне Пóле. Революция это быстро исправила, и завод национализировали. Но на этом интернациональные повороты сюжета не закончились. И в 1921 году сюда в качестве жеста доброй воли и единения пролетариев прибыла делегация немецких рабочих – 200 человек. Из них 100 были квалифицированными рабочими, что, кстати, огромная редкость по тем временам. Это как если как академики приехали преподавать в обычную школу. Предприятие должно было стать образцом социалистического производства, и немцы настаивали на автономном управлении – переговоры всё длились и длились. Но из этого ничего не вышло: в сентябре 1922 немецкие рабочие уехали, завод к 7 ноября (да, опять!) переименовали в честь III Коммунистического Интернационала. Так, появился завод имени Коминтерна, который потом даст название всему району.

В войну, до эвакуации, завод успел произвести первую партию «Катюш», или если официально «установки для запуска реактивных снарядов БМ-13». В 1972-м году на территории завода даже установили памятник этой легендарной боевой машине, который потом непонятным образом исчез. А два года назад вандалы уничтожили ещё и стелу с надписью «Отдавших жизнь за Родину – помните!». Действительно, остается только вспоминать былую славу и мощь этого промышленного гиганта.  Завод строил для своих рабочих дома и не просто типовые коробки, а например, четырёхэтажный жилой дом с башенкой на перекрёстке с проспектом Труда по проекту архитектора Владимира Измайлова (который, среди прочего, проектировал и космодром Байконур). Или напротив него такой же нарядный дом в стиле «сталинский ампир» по проекту другого воронежского архитектора Владимира Левицкого. Кстати, это дом-загадка: со стороны фасада в нём четыре этажа, а с внутренней стороны двора – уже пять. Для культурного отдыха и досуга рабочих и служащих завода возвели и Дворец культуры имени Коминтерна. Это «типовой дворец» по проекту архитектора из Днепропетровска Константина Бартошевича. Построили их более 50 по всему Советскому Союзу, только в Воронеже два: ДК имени Коминтерна и ДК имени С.М. Кирова. Кстати, немногие помнят, но был у ДК Коминтерна и свой кинотеатр «Салют» на 53 места. По субботам и воскресеньям для детей там бесплатно показывали мультфильмы. У советских детей было действительно счастливое детство.

 

Местные «Рекорды»

Ещё одно градообразующее предприятие, которое составило славу Воронежа – завод «Электросигнал». Его начали строить в 1931 году и сначала предприятие называлось «Красный сигналист». Это был ещё один масштабный проект, который реализовывался ударными темпами: 3000 человек и 10 миллионов рублей были задействованы в строительстве, которое должны были завершить в 4 квартале 1932 года. Так, в Воронеже появилось ещё одно крупное предприятие, которое могло себе позволить строить дома и детские сады, содержать дворцы культуры и лагеря отдыха, давать бесплатные квартиры и путёвки в жизнь своим специалистам. И в каждой пятой Совесткой семье был телевизор «Рекорд», который сделали на «Электросигнале».

Кстати, Политехнический институт, который не так давно стал опорным университетом, изначально возник как радиотехникум при учебном комбинате завода «Электросигнал».

Но по сути, построил институт и очень много сделал для его научной деятельности первый ректор Политехнического института Валентин Постников. В его честь на здании учебного заведения установили мемориальную доску. Мало кто знает, что вместо привычного памятника Ленину, который проектировали знаменитые архитекторы и художники Федор Сушков, Олег Турбин и Юлиан Венцковский, перед зданием института в 50-х годах стоял памятник Сталину. В 1956 году его благоразумно убрали. Зато, когда не так давно памятник Ленину затянули полиэтиленом, жители близлежащих домов заволновались: почему вождь «в теплице» и не собираются ли его убрать? Реставраторы успокоили: ремонтируется рука монумента, которая пострадала от непогоды.

Недалеко от Политехнического университета в 50-х годах построили среднее учебное заведение – школу № 8. По воспоминаниям учеников этого района там было два отдельных входа, но не в связи с эпидемиологической ситуацией, как сейчас, а потому что до 1954 года обучение было раздельным. И мальчики учились отдельно от девочек. Директор школы в 54-м году писала в газету «Коммуна» о подготовке школы и учителей к новой форме совместного обучения.

 

Ваш автобус отправляется

Фото: Е. Хмелевцева

Задонское шоссе, превратившись в Московский проспект, по-прежнему оставалось главное транспортной артерией города, и конечно, здесь был нужен современный и удобный Центральный автовокзал. Его построили в 1963 году, и в местной газете появилась заметка об открытии нового объекта. Из неё можно было узнать, что на втором этаже вокзала работала гостиница на 75 мест, была комната матери и ребёнка, ресторан на 100 мест, 5 билетных касс, медпункт и парикмахерская. Мебель для нового комфортного здания сделали на заводе имени Тельмана. Какое-то время активно обсуждался перенос Центрального автовокзала ближе к аэропорту. Но пока зданию уже больше, чем полвека – в 2023 году можно будет отмечать его 60-летний юбилей.

 

Горсть земли

Наверное, нельзя говорить о Коминтерновском районе и не упомянуть Коминтерновское кладбище. Оно уникально тем, что здесь монументы воинской славы, погибших в Великую Отечественную войну, в Афганистане, на подводных лодках «Курск», «Комсомолец» соседствуют с надгробьями XIX — начала XX веков, которые были перенесены со старых кладбищ – Новостроящегося и Чугуновского. Кладбище заложили в 1934 году и сначала называли «Новым». Но уже в 1970 закрыли для новых захоронений, исключение оставили лишь для Героев Советского Союза. Это, действительно, Воронежский некрополь, где хоронили выдающихся людей – политиков, видных деятелей культуры. Здесь находятся братские могилы № 3 и № 4, где лежат останки более 400 советских воинов, умерших от ран в госпиталях Воронежа.

Ещё одна братская могила – братская могила № 2 – находится на пересечении Московского проспекта и улицы Хользунова. И сначала здесь воздвигли скромный обелиск, как дань памяти. Но уже в 1967 году по проекту скульптора Федора Сушкова и архитектора Александра Бузова открыли один из самых значительных военных мемориалов Воронежа – «Памятник славы». Во время торжественной церемонии зачитали письмо, в котором жители далекого посёлка на Алтае Соколово просили прислать горсть земли с братской могилы «Памятника славы». Земляки хотели почтить память сибиряков, погибших под Воронежем, и воздвигнуть свой мемориал у себя в посёлке.

Позднее выяснилось, что у памятника в Воронеже есть и религиозная коннотация: волосы женщины, склонившейся над ребёнком, очень напоминают нимб. Дочь Фёдора Сушкова подтвердила, что её отец действительно изобразил образ Богородицы с младенцем над фигурой павшего воина. На заднем плане ещё должны были быть разомкнутые обручальные кольца, но советское руководство эту идею тогда не поддержало. Зато в 1975 году постановлением исполкома городского совета народных депутатов здесь был организован Пост № 1, на котором ежедневно несли вахту памяти воронежские школьники. Это было очень почётно и волнительно: каждый час звучала «Священная война» и голос Левитана зачитывал стихотворение Роберта Рождественского «Реквием».

Дежурства были расписаны между школами, и многие родители приезжали смотреть на почётный караул, который добровольно несли их дети.  Но распался Советский Союз, и перестал существовать Пост № 1. Сейчас почётный караул на «Памятнике славы» можно увидеть на праздники, как правило, здесь дежурят кадеты военных училищ.

 

Котёнок и генерал

После мультфильма «Котёнок с улицы Лизюкова», который снял знаменитый создатель любимейшего мультсериала «Ну, погоди!» Вячеслав Котёночкин, многие узнали не только о существовании «самого прекрасного города» для котёнка Василия, но и улицы в новом микрорайоне, названной в честь героя Советского Союза генерала Александра Лизюкова. Памятник котенку сделали по проекту воронежской школьницы Ирины Пивоваровой – именно её работа победила на конкурсе. А воплотить доверили известным воронежским скульпторам Дикуновым – Народному художнику России Ивану Дикунову и его сыну Максиму Дикунову.

Памятник открыли в 2003 году, и материализовавшийся котёнок стал достопримечательностью Воронежа наравне с памятником Белому Биму в центре города. Ему тоже трут лапку на счастье, а особо отчаянные, увы, отдирают усы. Памятник уже несколько раз отправляли на реставрацию. Но всё же воронежцы любят своего Василия: его выдвигали на звание почётного гражданина города, а в рейтинге на неофициальный символ города он всего лишь чуть-чуть уступил его величеству императору Петру I.  Жизнерадостный и неунывающий кот, который стремиться в родной Воронеж, и его крылатая фраза: «Девушка, не подскажете, как пройти в Воронеж?»

Ольга СЕРДЮК

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,46148204803467