Воронеж ясно +18°
USD
94.32
EUR
100.28
Предложить новость
Прямой эфир
15:54 25.11.2020
18 мин
0
4055

Дистанционное обучение: за и против — мнение учителей

15:54 25.11.2020
18 мин
0
4055

Воронежские школы пережили уже вторую волну дистанционного обучения. Больше жалоб, чем на профессию врачей во время ковида, получили, наверное, только учителя. В спецпроекте «TV Губернии» мы спросили педагогов школ и дополнительного образования о плюсах и минусах дистанционного обучения и почему, так много протестов со стороны родителей. 

«Дети сами просили, чтобы с ними занимались очно»

Анастасия Василевская, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 80, лауреат Всероссийского профессионального конкурса «Учитель года России – 2019»

В этот дистант мы ввели смешанное обучение, которое позволило не навредить процессу обучения у 5-6 классов. Например, у выпускников все в порядке с внутренней мотивацией — им нужно поступить, выбрать профессию, вуз и так далее. У детей начальной школы внутренней мотивации недостаточно, им нужна внешняя. Важно, чтобы учитель направлял, уделял внимание, поддерживал, а родители контролировали процесс дома. В том числе и поэтому в начальной школе дистанционное обучение не вводили. Ученики 5-6 классов к дистанту не очень быстро адаптируются, так как внутренней мотивации по-прежнему не хватает. Много вы знаете детей, которые сядут за уроки самостоятельно? Поэтому два раза в неделю мы с ними встречались в школе. И я могла проконтролировать, кто как осваивает темы, какие сложности возникли. Есть объемные темы в русском языке, которые очень проблематично освоить онлайн. Дети сами просили, чтобы по ним занимались очно. И могу отметить, что в этот раз было все-таки меньше чистого негатива. 

Если остыть разумом и сердцем и взвешивать плюсы и минусы дистанционного обучения спокойно, то окажется, что все те ужасы, которые так активно обсуждают, весьма относительны. Ребенок много проводит времени за компьютером? Так он учится, а не ищет развлекательный контент в соцсетях. Коэффициент полезного действия выше: он создает презентации, знает, как организовать видеоконференцию, умеет найти нужную информацию для домашней работы. Подростки не расстаются с телефонами, но, пока это не касалось образования, всех все устраивало. Я понимаю, люди боятся нововведений: кажется, что стоит прописать дистанционное обучение законодательно, и тогда очное автоматически отменят. Это не так. Школа — это про живое общение и контакт. Но в современном мире нужен запасной вариант, который позволит быстро реагировать, используя необходимые ресурсы. Учителям тоже не просто. В этом году мы продемонстрировали свои софт-скилс, а именно умение действовать в изменяющихся обстоятельствах, на пределе возможного. Да, школа — это оплот стабильности и расписания, но учитель тоже должен расти. Он не может говорить: «я не умею и не готов развиваться». Тогда нужно идти в другую профессию. 

«Я не вижу лиц во время урока, потому что большинство детей отключает камеру»

Евгения Авдеева, учитель математики, классный руководитель МБОУ гимназия им. Платонова

Кроме математики я преподаю еще и информатику, у меня есть сайт, где выкладываю задания и уроки – в общем, переход на дистанционное обучение каким-то особым потрясением не был. Все технические сложности были решаемы. Но меня как учителя не удовлетворяет то, что я не вижу сам процесс, как ребенок справляется с заданием, над чем думает или в чем ошибается. Более того, я не вижу лиц во время урока, потому что большинство детей отключает камеру. Уговорить включить видеосвязь – большая проблема, на самом деле. Пока дистанционное обучение требует от учителя большого напряжения: не все темы возможно перевести в интерактив, возможно, позднее, появятся какие-то стандартные матрицы. Сейчас это очень трудоемкий процесс подготовки к одному уроку, контрольной, домашнему заданию. Например, к видеоуроку, который детям будет интересно смотреть, может занять несколько дней, а чтобы снять его потребуется не один дубль. Технические возможности тоже пока не так удобны для процесса обучения, как хотелось бы: на интерактивно доске почти невозможно писать, во всяком случае красиво. Из плюсов для учителя можно отметить возможность быстро получить обратную связь: провести тест, чтобы понять сколько человек поняли тему, а кто просто нашел ответ в интернете. Еще раз проработать и проверить. Но процесс обучения – это еще и диалог: диалог с учителем, диалог с родителями. Было такое, что родители больше детей сопротивлялись дистанту: ребенок ленился, и его поддерживали. Сейчас уже удалось убедить, что занятия онлайн – это серьезно, то есть надо вовремя выйти на связь, выполнить задания, проконтролировать домашнюю работу. Но и дети сейчас более ответственно относятся: и сами вызываются присутствовать на уроках онлайн, если есть, к примеру, небольшая температура. Оценки не ставим, но материал они осваивают наравне со всеми. И все же это очень хорошая новость, что мы возвращаемся к очному обучению. Хочется, чтобы дистант, как и маски, остались для нас всех альтернативным вариантом, а не основным. 

«Если я не вижу вирус, значит, его нет, а если ребенок ушел в школу, значит, он учится»

Александр Ращенко, преподаватель информатики в «Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион» (Ядро «НАУКА»)

Во время очного обучения нам удалось сделать хороший задел на будущее, так что весь контент, почти в полном объеме — процентов на 90-99 — выполнили дистанционно. У информатики своя специфика, мы имеем дело с виртуальной реальностью. И конечно, здесь требуется хорошее оборудование и другие мощности, которые мало у кого есть на домашнем компьютере. Мы нашли выход из положения: подключаем учащихся к нашему оборудованию, задействуем внешние сервисы для удаленной работы. Вообще, процесс обучения развивает креативность не только ученика, но и учителя. А в новых реалиях надо постоянно быть готовы к новым вызовам, уметь адаптироваться. И в этом плане образование, увы, значительно отстает от IT-сферы, которая развивается и изменяется особенно быстро. Многие родители не довольны, так как расширилась и их зона ответственности. Есть такая инфантильная позиция: если я не вижу вирус, значит, его нет, а если ребенок ушел в школу, значит, он учится. Дистант, действительно, выявил все слабые стороны процесса: инфантильных родителей, детей, которые считают «зачем париться?», учителей, которые дают, скажем так, неконкурентноспособные знания. Это все то, с чем нам предстоит работать. Но глобально нам всем, конечно, нужно очное обучение. Дети хотят общаться. Я как учитель хочу видеть перед собой живых детей, а не изображение, и помогать им в реальном времени. Кроме того, некоторые предметы, например, курсы робототехники нельзя заменить онлайном, нельзя заменить работу в группе. В общем, из второй волны дистанционного обучения нам надо взять весь полезный опыт, провести работу над ошибками и вернуться к очному образованию. 

Параллельно с государственными школами в Воронеже дети также учатся в частных школах и по системе семейного образования. Своим мнением об альтернативном обучении поделились мама троих детей, одной из первых опробовавших систему семейного образования, Клара Михайлусь и директор международной языковой школы, которая планирует предложить родителям альтернативную систему образования по своей собственной авторской методике, Наталья Власова.

«Подросткам важен опыт социализации, который они получают в школе»

Если родители выбирают семейное образование, то всю ответственность за обучение ребенка берут на себя и прикрепляют его к школе только, чтобы сдавать экзамены, контрольные, рефераты и сочинения. В 2018/2019 учебном году 118 воронежских детей обучались по системе семейного образования. Ева Михайлусь тоже один год училась дома, а потом попросила маму перевести ее обратно в школу.

Клара Михайлусь, мама троих детей

Мы одними из первых перешли на семейное обучение, поэтому наверное, были лучше подготовлены к дистанту. Дочь Ева год занималась самостоятельно, и в конце каждой четверти готовилась и сдавала экзамен. В принципе, это был положительный опыт, который доказал, что получать образование вне школы возможно. Ребенок учится в своем ритме и может сосредоточиться больше на том, что ему интересно. Мы вернулись в школу, во-первых, потому что дочь согласилась, когда я спросила, как она хочет учиться дальше? Она выбрала школьное обучение. Во-вторых, я считаю, что современным подросткам важен опыт социализации, который они получают в школе. Иначе они будут сидеть в одной комнате, а переписываться в телефоне. Они уже так делают!

Образование меняется – это естественно. Гораздо более странным мне кажется отношение к учителю, который одновременно должен брать ответственность за все и всех, но при этом родители не стесняются подрывать его авторитет при детях. На мой взгляд, родители определяют выбор школы и преподавателей, но не должны перекладывать ответственность по нравственному воспитанию на учителя. Его зона ответственности – качество и подача материала на уроке. Единственное, что бы мне хотелось, чтобы система образования каким-то образом позволяла нам принимать участие в тех изменения, что происходят, учитывала и мнение родителей, а не только приказы министерства образования.

«Не нужно устраивать «плач Ярославны» по тому, как все было раньше»

Наталья Власова, директор международной школы International House Voronezh-Linguist, автор проекта «Академия»

С переходом на дистант стало ясно, что необходимо адаптировать не только педагогов, но и администраторов, менеджеров, детей, родителей – всех участников процесса обучения. То есть вся система образования должна глобально измениться. Пассивная передача знаний, когда учитель такой транслятор, «говорящая голова» на экране – это крайне неэффективный метод обучения. Из 7 часов обучения реальной работы мозга у ребенка получается часа 1,5-2, не больше! Нам же нужны преподаватели-наставники, которые будут давать нашим детям актуальные, конкурентноспособные знания. А не так, когда каждый раз говорят «а теперь забудьте все, чем вас учили в школе/институте». И пока пишутся новые учебники и методические пособия для учителей, не нужно устраивать «плач Ярославны» по тому, как все было раньше. Вы заметили, что многие корпорации организуют свои школы и внедряют свои методы обучения? Тот же «Сбербанк» например, уделяет много внимания именно образованию, растит свои кадры со школьной скамьи. За таким подходом будущее. Именно так появился мой проект «Академия». Это объединение профессионалов, но в первую очередь, родителей, которые решили взять образование и ответственность за него в свои руки. Те же темы, что проходят в школе, мы даем по-другому. Учитель у нас именно наставник, который помогает ребенку не просто приобрести знания по тому или иному предмету, но и ответить на вопрос «зачем мне это нужно?». Согласитесь, если объяснить, что без химии нельзя стать врачом, а без иностранного языка – врачом международного класса, то у подростка будет совсем другая мотивация. 

Ольга СЕРДЮК

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,29895091056824