Воронеж ясно +2°
USD
93.29
EUR
99.56
Предложить новость
Прямой эфир
16:20 27.04.2020
20 мин
0
3850

Дистанционное обучение: краткий курс для родителей

16:20 27.04.2020
20 мин
0
3850

Дистанционное обучение, которое началось в начале апреля в Воронежской области, оказалось серьезным вызовом для всей системы образования, для учителей в школах, для преподавателей в вузах.  И, как выяснилось, обучение дома стало в определенном смысле непростым стресс-тестом для родителей. Как справиться с новым форматом, практические советы от учителей и родителей в новом спецпроекте «TV Губернии».

Спокойствие, только спокойствие

Самолеты сейчас не летают, но совет, который дают стюардессы при взлетеоказался особенно актуален в условиях самоизоляции дома с детьми: «Сначала наденьте маску на себя, затем – на ребенка».  Сейчас никто не знает, как правильно, просто потому что такого еще не было. Мы все находимся в ситуации, к которой не были готовы и которая – теперь понятно! – не кончится быстро. Пандемия – это марафон, во время которого важно распределить свои силы. Не стоит превращать учебу в канал для слива тревоги и дополнительно травмировать себя и своего ребенка. Потому что в конце концов пандемия закончится, а вот отношения, как и мотивация к учебе могут быть испорчены излишней требовательностью и контролем. Как написала одна девочка в соцсети: «Мама, будь ко мне, пожалуйста, добрее, это моя первая пандемия».

Режим как основа всего

Режим и четкое деление времени на работу и отдых важен не только для детей, но и для взрослых.  Учеба из дома, как и работа из дома стирают эти границы. И когда ребенок по 6 часов занимается, а потом еще выполняет домашнюю работу, при этом родители включены в этот процесс, то такое дистанционное обучение обречено на срывы, истерики и расшатанную нервную систему всех участников. В этом случае взрослые: а именно родители и учитель должны обсудить и скорректировать учебный процесс так, чтобы ребенок не перерабатывал. И все же карантин – это не каникулы. Необходимо организовать распорядок дня так, как если бы ребенок ходил в школу: ранний подъем, гимнастика и далее в соответствие с планом занятий на каждый день недели. И даже выходные режим лучше не нарушать.

Образовательные ресурсы и платформы

Сейчас первоначальный хаос превратился в более-менее понятный процесс: школы определили платформы, формат, расписание. Основная – это электронный журнал «Дневник.ру». Далее школы сами выбирают, где будет проходить обучение. На сайте дистантврн.рф в свободном доступе есть анализ всех цифровых образовательных ресурсов и сервисов для дистанционного обучения. Продвинутые родители советуют составить подробную инструкцию платформы и разослать всем родителям и учителям своего класса. Наиболее популярны такие платформы как «Учи.ру», «ЯКласс», «Яндекс.Школа», «Российская электронная школа»,  Google classroom –  все они бесплатны. Но при этом почти у всех есть дополнительные возможности, за которые родители могут доплатить. Как сказал во время прямой линии руководитель департамента образования Воронежской области Олег Мосолов: « Мы не ограничиваем школы и учителей в выборе формата и удобных цифровых ресурсов. Единственное, проанализировав несколько недель дистанционной работы, рекомендуем выбрать одну платформу для получения материала, одну – для коммуникации внутри класса и резервную – чтобы в случае сбоя был вариант для связи».

Уроки и задания для самостоятельной работы

Сейчас главное не останавливать обучающий процесс и сохранить мотивацию школьников. Конечно, полноценные уроки особенно для детей школьного возраста невозможны. Ребенку проще сконцентрироваться на 20-30 минут в режиме онлайн, а не на 45. Многие школы сократили не только длительность уроков, но и их количество – перепродают основные предметы блоками. Лабораторные работы рекомендовали отменить до следующего учебного года и по возможности просили учителей отказаться от рефератов и значительных объемов домашних заданий. Поскольку сам термин «домашняя работа» в условиях дистанционного обучения не выглядит адекватным. Востребованы нестандартные формы подачи материалов, предусматривающие совместную работу в групповом чате в соц сети, в общем документе, например, в Google, творческие презентации и так далее.

Контроль и самоконтроль

Оценки и проверку усвоенного материала никто не отменял. Но здесь опять-таки департамент образования рекомендует найти приемлемый как для учителей, так и для родителей формат. Да, уровень дисциплины может снизиться, тем более, что не у всех родителей сейчас есть ресурсы контролировать и участвовать в образовательном процессе, но это нормально. Преподаватели могут отслеживать выполнение заданий на онлайн-платформе и проверяя фото присланных в мессенджере или по почте работ. Психологи уверены, что дистанционное обучение воспитывает один из самых полезных навыков будущего – способность обучаться самостоятельно.

Оценки

Еще одна рекомендация департамента образования ограничить или ввести мораторий на выставление оценок. Это во-первых, необходимо чтобы сохранить мотивацию школьников и несколько снизить тревожность родителей. В частности предлагается оценивать общие успехи на дистанционном обучение, активность взаимодействия с учителем. Во-вторых, за основу будут взяты итоговые оценки трех предыдущих четвертей, именно на них будут ориентироваться при выставлении годовых оценок. И наконец, в третьих, рекомендуется трактовать оценки в пользу ученика: то есть в случае сомнений лучше завысить оценку, чем занизить.

Кстати, уже на этой неделе школьникам выставят итоговые оценки по таким предметам как технология, музыка, изо. В департаменте образования приняли решение досрочно завершить обучение по предметам, которые сложно преподавать на расстоянии и которые к тому же требуют  материалов и инструментов, а купить их невозможно из-за пандемии и режима самоизоляции.

Родительские чаты

Важно оценить возможности семьи: пространственные и технические и проговорить все это с учителем. Именно от построенного взаимодействия и договоренности зависит успех обучения вне школы. Родительские чаты сейчас один из главным коммуникационных каналов. В достаточно стрессовой ситуации пребывают сейчас как родители, так и преподаватели, поэтому диалог  должен быть не только конструктивным, но и лояльным. Для разрешения спорных моментов департамент образования создал специальную линию по поддержке дистанционного обучения в Воронежской области 8 (473) 210-07-24. В рабочие дни звонки принимаются с 9:00 до 18:00, в выходные – в режиме голосовых сообщений.

Профилактика усталости

Онлайн-нагрузка – очень специфический вид нагрузки для ребенка, который к ней не привык. К этому добавьте гиподинамию в самоизоляции и недостаток впечатлений. Ребенку, как впрочем и взрослому, просто необходимо научиться дозировать экранное время, распределять свою деятельность на интервалы. И например, после полутора часовой нагрузки обязательно добавить движений, спорта. Это могут быть танцы, приседания, зарядка, йога и даже упражнения для глаз будут отличной альтернативой сидению за компьютером.  Сейчас самое время найти и отряхнуть от пыли любой спортивный инвентарь: от беговой дорожки до скакалки. Максимально использовать ресурс ванной комнаты: контрастные души, расслабляющие ванны, массажные души и пение в душе сгодятся. Не стоит забывать и  про информационную гигиену: чтение определенных ресурсов, особенно с тревожащими новостями, лучше ограничить причем не только детям, но и взрослым.

Дополнительные ресурсы

Главный ресурс Воронежской области для учителей и родителей, где можно найти все официальные документы по поводу дистанционного обучения, помощь родителям, студентам и преподавателя и расписание лекций, вебинаров, олимпиад – это дистантврн.рф. Там же представители департамента образования вывешивают актуальные ответы на вопросы и советы – в том числе психолога – для родителей.

Главный федеральный ресурс – это образовательное вещание «Моя школа в online», которое запустило Министерство просвещения вместе с телекомпанией «Триколор».  Преподаватели объяснят старшеклассникам материал, который предстоит сдавать на ОГЭ и ЕГЭ. Основной материал посвящен двум обязательным предметам: русскому языку, математике и популярным предметам по выбору. Получасовые занятия проходят в ежедневном режиме.

Видеоурокина канале ОТР для школьников 9-11-х классов, которым предстоит сдавать экзамены в этом году, начались в этот понедельник, 27 апреля. Лучшие педагоги страны по будням с 9:00 до 12:00 будут проводить уроки по двум обязательным к сдаче предметам – русскому языку и математике. Помимо этого планируется и подготовка к экзаменам по самым популярным среди учеников предметам по выбору. Отметим, что с конца прошлого года программы телеканала «TV Губерния» также транслируются на канале ОТР – это 9-ая кнопка.

Экзамены и олимпиады 2020

Как будут сдаваться ЕГЭ и ГИА?

Для 9-х классов принято решение о переносе досрочного и основного этапов сдачи выпускных экзаменов. Основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ) пройдут в сроки с 8 июня по 31 июля. Регионы сами определят основные и резервные сроки проведения экзаменов по русскому языку и математике в рамках этого периода. ОГЭ по предметам по выбору в 2020 году проводиться не будет.

Пересдать предметы можно будет в дополнительный период в сентябре. 4 сентября планируется провести экзамен по русскому языку, 7 сентября – по математике. Резервные дни для проведения экзаменов в дополнительный период: 14 сентября – русский язык, 15 сентября – математика, 18 сентября – русский язык и математика.

Срок начала основного периода ЕГЭ-2020 также перенесен, планируется, что экзамены начнутся 8 июня. Проект нового расписания в настоящее время опубликован для общественного обсуждения.

Состоится ли в этом году финал Всероссийской олимпиады школьников?

Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2020 году проводиться не будет. Участники регионального этапа, завершающие учебу в 2020 году и набравшие проходной балл, установленный Министерством, признаются призерами олимпиады.

Остальные участники регионального этапа, которые также набрали проходной балл, получают право участвовать в заключительном этапе олимпиады в 2021 году без обязательного участия в школьном, муниципальном и региональном этапах.

Ивета Щекина, мама Арсения (13 лет), Александра (10 лет) и Эмилии (3 года)

Дистанционное обучение, что называется, срывает маски: сразу видно, кто любит свою работу, кому нравится преподавать и кто способен это делать в соответствии с  современными стандартами. Но особенно становится понятно, кто любит детей, а кто просто зарабатывает на жизнь профессией. Потому что дистанционное обучение приобретает смысл только если учителю нравится быть с детьми – тогда найдется и правильный подход, и интересный формат, и сами дети будут включены в процесс так, что родителям никаких дополнительных усилий, чтобы заинтересовать и мотивировать детей, прилагать не придется. Могу сказать, что сначала очень не хватало цифровых тьютеров, которые бы помогали разобраться, как и что должно функционировать. И не только родителям, но и самим учителям. Сейчас удалось выстроить  процесс, но иногда все-таки случаются сбои в коммуникации. Поэтому вопрос внятных инструкций от школы по-прежнему актуален. Считаю, что за дистанционным обучением будущее, и дети действительно легко и быстро откликаются, если найти к ним подход. Единственное, что сейчас слишком много онлайна, мы отменили некоторые занятия и кружки, чтобы не перегружать  детей. Так что если для Эмилии сейчас предложат еще и детский садик онлайн, я, пожалуй, откажусь. Давайте все-таки вернемся в реальный мир.

Людмила Сиволдаева, руководитель колл-центра ситуационного центра дистанционного обучения

Сейчас многие родители спрашивают, не лучше ли досрочно завершить учебный год. И видимо, не понимают, что в этом случае все свободное время детей, которые заперты дома, им придется заполнять своими силами. Сейчас этим занимается педагоги школ и вузов. Причем каждую неделю департамент образования проводит анализ и «работу над ошибками», чтобы найти наиболее приемлемый формат такого обучения.  Да, самоизоляция стала мощным катализатором, но необходимость модернизации, в том числе развития дистанционных технологий образования зрела уже давно. Нам казалось, что у нас еще есть время для перестройки, но в новую реальность пришлось входить в скоростном режиме. Конечно, это затронет и уже затронуло всех: учителей, родителей, самих детей. Нам всем предстоит перестраиваться и много работать, в том числе чтобы помочь сориентироваться в новой системе возрастным педагогам. Важно сохранить те уровни образования, которые построены на очных контактах, например, дошкольное образование. Сейчас уже есть первые небольшие достижения, но понятно, что глобальные изменения всего ландшафта образования еще впереди. Мы в процессе создания электронной образовательной среды, но хочу подчеркнуть, что очного образования ничто не заменит. Оно по-прежнему останется фундаментом педагогической профессии. И на самом деле, как педагог, родитель и сотрудник департамента образования могу сказать, что мы очень ждем, когда сможем вернуться к очной форме обучения.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,42533707618713