Прямой эфир
14:30
Передача
"День вместе"
 15:00  "Мастер-класс"
 15:45  "Депутатский журнал"
 16:00  "Губернские новости"
 16:15  "Дом с лилиями"
 17:15  "Заметные люди"
 17:45  "Область спорта"
 18:00  "Такие разные"
 19:00  "Вечер вместе"
 19:30  "Губернские новости"
 19:45  "Народные деньги"
Прямой эфир
14:30
Передача
"День вместе"
15:00  "Мастер-класс"
15:45  "Депутатский журнал"
16:00  "Губернские новости"
16:15  "Дом с лилиями"
17:15  "Заметные люди"
17:45  "Область спорта"
18:00  "Такие разные"
19:00  "Вечер вместе"
19:30  "Губернские новости"
19:45  "Народные деньги"
Легенды Воронежской области. Верхнехавский район

Коммуна
Наше радио
КОРОНАВИРУС
Официально
Спецпроекты
Реклама на «TV Губерния»

Легенды Воронежской области. Верхнехавский район

1757
Легенды Воронежской области. Верхнехавский район

Дорогие читатели! Интернет-канал «TV Губерния» и старейшая воронежская газета «Коммуна» продолжают совместную рубрику «Исторический маршрут». Её ведущий, известный воронежский врач-офтальмолог Роман Авдеев, является автором книги «Воронежская область путешествий». По материалам этой своеобразной энциклопедии написаны истории нашей рубрики.

В прошлый раз мы знакомили читателей с историей Верхнемамонского района. Сегодня мы предлагаем вам совершить небольшое путешествие в Верхнехавский район. Вы узнаете, как в верхнехавском монастыре жил чудотворец Тихон Задонский. Также мы расскажем, почему забросили знаменитую усадьбу в Верхнехавском районе и зачем Станиславский приезжал на спектакли любительского театра.

Проголосуйте за понравившуюся историю, и набравшая наибольшее количество голосов легенда попадёт на страницы газеты «Коммуна».

Как в верхнехавском монастыре жил чудотворец Тихон Задонский
Святитель Тихон в Толшах сам рубил дрова и ходил в лаптях

В 17 веке в дремучем лесу на берегу реки Усманки поселился отшельник-пасечник Констатин. Жил он в дупле, питался мёдом диких пчёл, травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных. Постепенно сюда потянулись люди, которые тоже искали уединения. Стали появляться незатейливые избушки и даже часовня, которую посвятили покровителям пчеловодов – Зосиме и Савватию Соловецким. А место это стали называть Константиновской пустынью – по имени основателя.

По соседству с пустынью поселились боярские дети рода Паренаго. Они построили первые монастырские здания и передали их Константиновскому братству. С 1646 года обитель впервые упоминается как Спасо-Преображенский монастырь. Сначала церковь была деревянной, и только век спустя на её месте построили каменную. В народе монастырь называют до сих пор Толшевским – потому что построили его в глубине леса, в «толще».

Полтора года провёл в Толшевском монастыре святитель Тихон Задонский. Он тогда был епископом Воронежским, но в 1767 году попросил разрешения уйти на покой. Тихон приехал именно в Толши, потому что ему хотелось покоя и уединения. Где найти место лучше, чем удалённый от городской суеты монастырь в окружении густых лесов?

В Толшах святитель Тихон жил скромно. Кроватью служил ему старенький ковер, одеялом – овчинная шуба. Даже ряса у Тихона всего одна и четки - самые простые, ременные. По келье святитель ходил в обычных лаптях, да приговаривал: «Вот как спокойно ногам в лаптях».

По воспоминаниям его келейника Василия Чеботарева, Тихон много трудился:

- Прикажет мне: «Наточи топор хорошенько и рукавицы свои принеси мне, я дров нарублю себе на печку, авось-либо поразобью кровь себе, может быть, и поздоровее буду». Однажды прохаживался он за монастырем и пришел в келью, сказал мне: «Я нашел в лесу лежащую колоду, из которой дров воза два будет. Возьми топор, пойдем и раздробим ее, а то мы, братец, дрова-то покупаем». Мы пошли в лес и начали колоть. Он же разделся и колол в одной рубашке, говорит мне: «Так я умаялся, даже пить захотел. Сходи, пожалуй, в монастырь, принеси квасу».

Тихон Задонский собирался остаться в Толшевском монастыре до конца жизни. Но у него ухудшилось здоровье - болотистая местность повлияла на лёгкие. «Ах! – говорил Тихон келейнику, - когда бы не вода здесь такая гнилая, не подумал бы я никогда в ином монастыре жить, истину тебе говорю». В 1769 году Тихон перебрался в Задонск, но его тянуло в Толши. Еще дважды он посещал эти места - в 1771 и 1776 годах.

После революции 1917 года Толшевский монастырь был разорён, а в 1932 закрыт. В храме в разные годы размещались библиотека, мастерские, кинотеатр и даже клуб. Землю монастыря со всеми постройками передали Воронежскому заповеднику. Возрождение Спасо-Преображенской, теперь женской, обители началось только в 1994 году и идет до сих пор. Сейчас в храме каждый день в храме совершаются богослужения.

 

Почему забросили знаменитую усадьбу в Верхнехавском районе?
В советские годы в Эртелевку приезжали известные писатели, а сейчас дом крушат вандалы

Усадьбу «Эртелево» построили в начале XIX века рядом с деревенькой Васильевка. Она переходила от одного владельца к другому, а в 1903 году имение купил Иосиф Карганов. Его жена Любовь Алексеева приходилась сестрой знаменитому режиссёру Константину Станиславскому.

Каргановы решили уехать на жительство «в народ», в самые глухие и бедные места, «чтоб дать возможность хоть одной деревне пожить осмысленной сознательной жизнью». При них имение расцвело: разбили прекрасный парк, выкопали пруды.

Усадьбу Каргановых присмотрел для себя писатель Александра Эртель. Но его мечтам об уединенном сельском быте было не суждено сбыться. Писатель скончался, а имение приобрела его вдова – Мария Огаркова. Сюда она перевезла вещи Эртеля и его библиотеку. Память о литераторе, который сам не прожил здесь ни дня, жива и сейчас: по его фамилии объединенные усадьба и деревня Васильевка стали называться «хутор Эртель».

До 1923 года в имении жили дочери Эртелей. Потом они уехали в Англию, а за домом присматривал бывший семейный кучер. Он оберегал старинную мебель писателя, его книги и самое главное – атмосферу творчества в осиротевшей усадьбе. Может, именно поэтому здесь решили устроить Дом отдыха литераторов. Где еще писать, если не на земле писателя? После национализации в руки литераторов отошло все наследие Александра Эртеля: от дворовых построек и парка до уникальных книг, среди которых, например, был том «Капитала» 1877 года издания.

С появлением писателей усадьба ожила. В Эртелевке отдыхал Константин Паустовский. Особенно ему нравилась простая деревенская еда: хлеб, парное молоко, рассыпчатый творог, сметана, в которой стоит ложка. Этими продуктами охотно торговали жители соседних деревень. Бывали  здесь и воронежский писатель Юрий Гончаров, Михаил Пришвин, сестра Марины Цветаевой Анастасия.

В 50-х отделение Союза писателей, не имея больше возможности содержать Дом творчества, отказалось от владения усадьбой. Потом в ней несколько лет размещался филиал районной больницы. Но электричества не было – не было и процедур. Врач туда приезжал раз в неделю, поэтому больница долго не просуществовала.

С 1983 года усадьбу отдали под детский оздоровительный лагерь «Искра», но и тот уже 7 лет не работает: нет финансирования. По мере сил порядок в усадьбе поддерживает директор «Искры» Александр Заикин. Он же борется с вандалами, которые крушат усадьбу ради развлечения. Так в 2019 году разрушили чердачную крышу, наружные и внутренние стены, балочные перекрытия. Оживает усадьба, только когда приезжают экскурсии: люди стремятся посмотреть места, которые так много помнят.

 

Почему Станиславский приезжал на спектакли в Верхнехавский район?
Любительскому театру в селе Никольское в этом году исполнится уже 125 лет

Почему именно в селе Никольское Верхнехавского района поселилась блестящая светская чета из столицы — сложно сказать. Он — дворянин, талантливый хирург Бахрушенской больницы и актер-любитель Константин Константинович Соколов. Она — Зинаида Сергеевна Соколова, актриса, театральный педагог, младшая сестра реформатора сцены, основателя МХАТа — Константина Сергеевича Станиславского. Молодые, красивые, очень деятельные, с разносторонними интересами. При этом оба вдохновлены идеями народничества и помощи крестьянам. Говорят, им посоветовал обратить внимание на маленькое имение в Воронежской губернии их хороший знакомый, писатель и автор романа «Гарденины» Александр Эртель.

С покупкой имения Соколовыми в Никольском началась другая жизнь. Здесь появилась лечебница (или «лечеба», как до сих пор называют ее местные), школа для крестьянских детей. А в 1896 году произошло то, что навсегда выделило село из ряда других небольших сел Черноземья и занесло название Никольское на страницы истории и Википедии. Зинаида Сергеевна организовала первый народный театр, в котором сначала играли дети, а потом втянулись и взрослые. В репертуаре — пьесы Чехова, Островского, Шпажинского, Потехина, Соллогуба. Декорации рисует молодой художник Петр Субботин-Пермяк, в летних спектаклях участвуют гостившие актеры Художественного и Малого театров.

В 1901 году навестить сестру приезжает и сам режиссер-реформатор Константин Станиславский с женой. Зинаида Сергеевна в своих воспоминаниях «Наша жизнь в Никольском» пишет: «Брат Костя и Маруся гостили у нас пять дней. Мы играли для них «Кручину» и «Бездольную». Были они и на репетициях. Отношение актёров к делу, игра без утрировки очень понравились им. Костя сказал, что был буквально выбит из колеи всем — публикой, мизансценами, игрой».

Театр растет и развивается до самой гражданской войны. Сцену переносят в общественный амбар, который вмещает уже до 600 зрителей. Потом история путает все карты, но уже ничего не может изменить — театр продолжает жить несмотря на бушующие войны, голод, разруху.

Дело Соколовых продолжали и продолжают местные сподвижники: Любовь Туликова, Владимир Постнов, Валерий Максименко, Владимир Гаршин, Любовь Тайдаева, Василий Ващаев. В последние годы театром руководила Светлана Сукачева, отдавшая Никольскому театру 15 лет. Это уже давно не уровень местного драмкружка — в 1959 году Никольскому театру, одному из первых в России, было присвоено почетное звание «народный». Здесь проходит фестиваль-конкурс любительских театральных коллективов «Театральные встречи в Никольском», на который съезжаются театралы и лучшие коллективы со всей области.

Сохранился и дом Соколовых. Сейчас здесь музей, где помимо предметов нехитрого крестьянского быта, есть фотографии Чехова с его автографом и семейные снимки Константина Станиславского с такой домашней подписью: «Костя, 39 лет, 1900 год. Ялта».

 
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

load time: 1614685988.4611