«Договориться с огнём об отсрочке не получится». Воронежские пожарные раскрыли секреты своей опасной профессии

15:15 07.09.2021
14 мин
0
1810

Для большинства людей лето и начало осени – период отпусков, а для лесных пожарных – время самой напряжённой работы. Впрочем, «сезон» у борцов с огнём начинается уже весной, как, например, случилось в этом году. Небывалая для апреля жара спровоцировала крупные ландшафтные пожары. Горели Хопёрский заповедник, Усманский бор, Масловка и Семилукские Выселки, в селе Мечётка Бобровского района стена пламени уничтожила жилые дома и другие постройки.

В конце августа обстановка с пожарами в Воронежской области вновь стала тревожной. Так, неподалёку от города ликвидировали сразу четыре ландшафтных пожара. Самый крупный случился в Железнодорожном районе на Кожевенном кордоне. А незадолго до этого корреспонденты «TV Губернии» побывали в Воронежском лесопожарном центре, специально созданном для тушения лесных возгораний после масштабных пожаров в 2010 году, и расспросили его сотрудников о секретах и трудностях их опасной профессии.

«5 минут на сборы и должны «улетать»

– У меня к вам маленькая просьба, — улыбается замдиректора Новоусманского филиала лесопожарного центра Владимир Ююкин. — Видите вон того парнишку за компьютером? Женька! Он и учится по специальности, и работает уже второй год подряд. Вы его фотографию крупным планом в газете поставьте, чтоб девчонки за него замуж вышли.

– Женишь его, он потом с детьми будет нянчиться, а мы без хорошего бойца останемся, — парирует своему коллеге директор Воронежского филиала Центра Андрей Воронцов.

– Пусть Россия прирастает! Нельзя ж по-другому…

Это тогда наши собеседники шутили, пока пожароопасная обстановка в регионе была относительно спокойная. Когда же огненная стихия накрывает воронежские леса, им становится не до смеха. В день порой случается по 3-4 пожара. И руководящему составу нужно присутствовать на каждом из них, хоть разорвись.

А отправной точкой служит тот самый компьютер, за которым сидит местный жених Женька. Сюда, в диспетчерскую службу Центра, в режиме онлайн передаётся информация о лесопожарной обстановке, которую отслеживают несколько десятков камер. «Умная» техника устроена таким образом, что может сама распознавать дым. Задача диспетчера – не пропустить самое важное — сигнал о пожаре.

– Получаем сигнал – у меня как у руководителя есть ровно одна минута на обработку информации, – рассказывает Владимир Ююкин. – Быстро решаю, какие машины отправлять. У бойцов – пять минут на сборы и должны улетать!

«Машины едут, а я рядом бегу»

Огнеборцы сидят наготове весь пожароопасный сезон – дежурят по графику. Выезжают по сигналу в том, в чём приходят на работу – в костюмах защитного цвета. Но это в том случае, если возгорание незначительное. Если же понимают, что пожар будет серьёзный — надевают спецодежду. Это костюм песочного цвета, который выдерживает кратковременное воздействие открытого огня, каска, специальная обувь со стальными носком и подошвой.

Главное оружие против пожара – это лопаты, топоры, бензопилы и ранцевые 20-литровые огнетушители. Они всегда лежат в машине. Инвентарь нужен, чтобы вручную создавать минерализованную полосу там, где трактор проехать не сможет. Её смысл в том, чтобы задержать пламя. Ранцевыми огнетушителями большой пожар, конечно, не локализовать, их используют для того, чтобы сбить пламя и понизить температуру горения. А основные ёмкости с водой установлены в автомобилях. В зависимости от места и степени возгорания, выезжают либо так называемый малый лесопатрульный комплекс – «УАЗик» с 700-литровой ёмкостью, либо пожарная машина, способная перевозить 4-6 тонн спасительной жидкости.

– На месте руководитель тушения пожара должен быстро обежать периметр. Машины едут, а я рядом бегу. Важно понять, куда движется очаг, – говорит Андрей Воронцов. – Когда подбираемся к нему, кто-то из бойцов выпрыгивает из машины, открывает люки, подсоединяет рукава – на это уходит 2-3 минуты – и пошёл сразу тушить. Наша задача – быстро локализовать очаг. Договориться с огнём об отсрочке не получится.

Но на этом, бывает, дело не заканчивается. Сначала потушили, потом окарауливают. Ведь самая большая опасность часто кроется под землёй – горят корни деревьев.

– Пни выгорают до трёх метров в глубину, – продолжают наши собеседники. – Прямо под почвой горят. И оттуда искры, как из трубы дымохода сыплятся. Их отбрасывает на 3-5 метров. И тут вот что может получиться: на нашей территории много старого леса, который не вывезли, а просто сдвинули в валы. И если деревья вспыхнут, то гореть могут несколько суток. Поэтому, бывает, ночуем в лесу. Берём с собой сало, хлеб, колбасу, консервы, запасаемся питьевой водой — на пожаре больше пить охота, чем есть.

«В лесу нет случайных людей»

В большинстве своём лесные пожарные — настоящие романтики. Их отцы и деды работали лесничими. Эти люди по-настоящему любят лес. Рабочий день в «сезон» у них ненормированный, спать порой приходится не больше 2-3 часов в сутки. В отпуск уходят в лучшем случае в феврале, в выходные дни тоже всегда должны быть начеку — в любой момент могут вызвать на работу. При этом зарплате бойцов и водителей не позавидуешь — 15 тысяч рублей. И льгот никаких.

– Жена периодически ворчит, дескать, завязывал бы ты уже с этим делом, — говорит Андрей Воронцов. – А я к этому так отношусь: выплеснула эмоции – стало легче. Ну и хорошо! Продолжаем работать… В лесу ведь нет случайных людей, понимаете?

Попасть в самое пекло для лесных спасателей не страшно, люди-то опытные. Говорят, после пожаров 2010 года их уже ничем не испугаешь и не удивишь. К тому же на пожаре, как на войне — выплёскивается адреналин и думаешь только о том, как всё это побыстрее потушить. И только потом начинаешь осознавать весь ужас происходящего.

– Дымом надышишься – начинаются головокружение, потемнение в глазах… Да только всё это не так важно, — признаётся Владимир Ююкин. — А вот смотришь на то, как пропадает то, что посадили, и горюешь: «Какая же сволочь всё это подожгла?». Вот такие чувства.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

О чём попросили жителей региона воронежские пожарные

На днях сотрудники ГУ МЧС России по Воронежской области в своём обращении к жителям региона напомнили о событиях «багрового уикенда» – 26 и 27 сентября прошлого года. Тогда Воронеж оказался практически в огненном кольце. Пожары охватили несколько пригородных сёл, расположенных в 20-30 км от областного центра. Тушили всем миром: с применением авиации, с помощью специалистов из других регионов и неравнодушных жителей-добровольцев.

Основной причиной осенних ландшафтных пожаров спасатели назвали разнесённые ветром мусорные костры. И рассказали воронежцам, как можно предотвратить прошлогоднюю катастрофу.

Всем сельским жителям и дачникам окосить свои участки, ведь огонь быстрее всего распространяется по заросшей сушняком территории.

На всех частных подворьях заготовить бочки с водой — в критический момент они могут помочь справиться с огнём.

Не поджигать мусор до окончания особого противопожарного режима. Напомним: в Воронежской области он начал действовать с 15 апреля.

СПРАВКА

В 2010 году в Воронежской области случился настоящий огненный апокалипсис. В конце июля столицу Черноземья захлестнула волна пожаров. Загорелась Масловка. За считанные часы огонь полностью уничтожил несколько улиц, сгорел 81 дом, без крыши над головой осталось более 300 человек. Параллельно пожары вспыхивали буквально повсюду – горели Подклетное, Кожевенный кордон, районы больницы № 8 и авторынка, Придонской, Таврово. В области самые масштабные пожары случились в Ольховатке, в Хреновом и Шуберском. В августе 2010-го огонь уничтожил около 20 тыс. га леса. Погибли пятеро жителей региона и один пожарный.

Спустя ровно 10 лет из-за аномальной жары и дефицита осадков наш регион вновь оказался во власти огненной стихии. И Воронеж вновь попал в кольцо пожаров. Горели Новоподклетное, Медовка, Бобяково, Ямное – все они расположены буквально в 20-30 км от областного центра. Больше всего пострадало село Николаевка Павловского района. Там огонь уничтожил около 50 домов, в том числе 21 жилой. 19 семей лишились крова.

ЦИФРЫ

26 лесопожарных станций входят в структуру Воронежского лесопожарного центра (ВЛП).

370 человек личного состава и 210 сезонных работников задействованы в тушении лесных пожаров.

165 единиц техники –  тракторов, бульдозеров и автомобилей – в наличии у ВЛП. 

Оксана КОЗЛОВА

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,46724820137024