Воронеж ясно +18°
USD
94.09
EUR
100.53
Предложить новость
Прямой эфир

Владимир Путин: дорожному хозяйству нужны системные перемены

13:42 27.06.2019
15 мин
0
3349
В центре внимания федеральных и региональных властей - борьба за качество автотрасс и безопасность движения

В среду, 26 июня, в Москве, в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца, состоялось заседание Государственного совета РФ под председательством Владимира Путина.

Напомним, что Госсовет — это совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В его состав входят главы обеих палат Федерального Собрания России и главы думских фракций, полпреды президента в федеральных округах и руководители регионов.

Заседание, в котором, разумеется, принимал участие и воронежский губернатор Александр Гусев, было посвящено вопросам развития сети автомобильных дорог общего пользования и обеспечения безопасности дорожного движения. Об актуальности этой повестки (и для федерального центра, и для региональных руководителей) говорит уже тот факт, что один из нацпроектов посвящён как раз «безопасным и качественным автомобильным дорогам» и включает в себя четыре федеральных проекта: «Дорожная сеть», «Общесистемные меры по развитию дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России».

Впрочем, сначала президент поздравил с 75-летним юбилеем лидера КПРФ Геннадия Зюганова и напомнил всем присутствующим о том, что Геннадий Андреевич стал коммунистом более полувека назад, в год проведения XXIII съезда КПСС (того самого, на котором Леонид Ильич Брежнев стал Генеральным секретарём ЦК партии). А затем Владимир Владимирович перешёл от исторических воспоминаний к современным реалиям, которые, увы, куда менее приятны, чем юбилейная тематика.

«Дорог высокого качества у нас, к сожалению, по-прежнему мало, — признал лидер нации. — Общая протяжённость дорог высшей (первой) категории увеличилась, правда, за последние четыре года на 2423 километра, причём главным образом за счёт федеральных трасс: здесь дороги, полностью соответствующие нормативным требованиям, составляют 83 процента. Конечно, нужно отметить и признать, что в 2010 году их было намного меньше, всего 38,6 процента. То есть здесь, по федеральным трассам, мы имеем дело с хорошим, во всяком случае, заметным движением вперёд. А вот доля таких дорог регионального значения по-прежнему не дотягивает даже до половины».

От описания ситуации президент перешёл к постановке задач. Он объявил главам регионов о том, что для достижения системных перемен в дорожном хозяйстве в каждом субъекте РФ нужно оперативно разработать и принять соответствующую реалистичную программу. Причём срок её действия должен быть не короче периода реализации нацпроектов — как минимум, до 2024 года. Это, по словам Владимира Путина, позволит дорожным строителям планировать работу на долгий срок, загодя приобретать дорогостоящую технику, резервировать стройматериалы, вкладывать средства в подготовку специалистов и внедрение новых технологий.

Кроме того, в программах строительства новых дорог надо будет предусмотреть реализацию проектов на основе государственно-частного партнёрства, прежде всего — с помощью контрактов «жизненного цикла», Они должны получить самое широкое распространение, заключаться на более длительную перспективу, с исполнением работ по проектированию, строительству, содержанию и ремонту дорог. Очевидно, что это потребует изменений законодательной и нормативной базы, а также новых управленческих решений.

Серьёзной проблемой президент назвал порядок определения цен, напрямую влияющий на достоверность стоимости дорожных работ. «Подрядчики зачастую выходят на конкурс, где заведомо занижены цены на битум, асфальт, асфальтобетон, щебень, другие материалы, поэтому компании либо вовсе отказываются от таких подрядов, либо, как им заблагорассудится и как удаётся, выкручиваются, что негативно сказывается и на качестве дорог, и на сроках выполнения дорожного строительства. Прошу заинтересованные ведомства разобраться, наконец, в этой ситуации», — резюмировал Владимир Путин.

Упомянул он и пагубную роль административных барьеров, которые по-прежнему остаются препятствием для внедрения инновационных решений, современных материалов и конструкций, а также для объективного выбора наиболее эффективного подрядчика в ходе конкурсов. «При этом много, очень много контролёров, много суеты, бумажной волокиты, претензий надзорных органов (которые, кстати, нередко противоречат друг другу), а объекты или не сдаются в срок, либо их качество остаётся сомнительным», — подчеркнул президент.

Также глава государства выразил сожаление по поводу того, что дорожники часто не имеют возможности получить аванс на исполнение контрактных обязательств «живыми деньгами». Их заменяют казначейскими аккредитивами, что крайне осложняет своевременную поставку оборудования, конструкций и материалов. Конечно, контроль за финансами необходим, но нужно всё-таки проявлять какую-то гибкость, для того чтобы стройка шла вперёд, не останавливалась, заметил президент.

«Безопасность дорожного движения во многом зависит от качества и обустроенности дорог, в том числе — от их освещённости, — напомнил Путин. — С этим у нас, прямо скажем, беда. За пределами агломераций практически на всех дорогах — кромешная темень. И дело не только в неразвитой инфраструктуре, но и в объективном дефиците средств: ночной тариф на электроэнергию — достаточно дорогой. Это вынужденная экономия, и она приводит, к сожалению, к авариям и трагедиям». Ответственность за такое положение дел несут и энергетики, и главы регионов, и российское правительство в целом, заметил президент. Ко всем этим заинтересованным сторонам он обратился с просьбой: согласованно и незамедлительно приступить к решению вопроса о тарифах для освещения дорог. При этом нужно определиться с темпом и пошаговым решением этих задач: что, где, когда нужно начать освещать в первую очередь.

Ещё одна важная задача, названная председателем Госсовета — неоходимость эффективного регулирования проезда тяжеловесных машин, которые нарушают нормы перевозки грузов и тем самым наносят существенный урон дорогам. «ДТП на разбитых трассах неизбежны. Необходим контроль за соблюдением правил проезда грузовиков», — заявил Владимир Путин. При этом он особо отметил: абсолютное большинство ДТП происходит по вине водителей, которые грубо нарушают правила дорожного движения. Особую озабоченность вызывают нелегальные перевозки пассажиров, которые часто приводят к авариям. И хотя в целом по стране количество ДТП продолжает снижаться, но в 30 регионах аварийность на дорогах выросла.

Следующий фрагмент из выступления президента хочется привести дословно и без сокращений, настолько он актуален. «Несколько слов о камерах видеослежения. Цель их установки, уважаемые коллеги, — хочу, чтобы и здесь, в этом зале, я был услышан, и за периметром Кремля, чтобы те, кто этим занимается, знали и услышали, — цель их установки — снижение аварийности и травматизма на дорогах, сохранение жизни людей. Не нужно эти камеры, особенно на опасных участках, специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий: вместо того, чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство достижения нужного нам результата. Прошу навести здесь порядок».

Завершая своё установочное выступление, Владимир Путин вновь напомнил членам Госсовета: предупреждение ДТП — ключевая задача, поэтому надо постоянно вести просветительскую работу, в том числе — с подрастающим поколением. Он одобрительно отозвался о действующих в 38 регионах центрах профилактики детского травматизма (они созданы при участии страховых обществ) и заявил: такие центры должны работать в каждом субъекте федерации.

***

Затем слово получил глава Республики Бурятия Алексей Цыденов — руководитель рабочей группы Госсовета по направлению «Транспорт». Он отметил, что «дорожный» нацпроект призван обеспечить нормативное состояние не менее, чем половине всех региональных дорог и не менее, чем 85 процентам дорог агломераций. Кроме того, на 10 процентов должно уменьшиться количество участков дорог, работающих в режиме перегрузки, и в три с половиной раза — снизиться смертность на дорогах.

Предложения, позволяющие достичь этих показателей, уже подготовлены, заявил г-н Цыденов. Это произошло благодаря «беспрецедентному уровню взаимодействия регионов и федеральных органов власти — в том числе российского правительства в целом, а также Минтранса, Минстроя, МВД, Минэнерго, Минфина, Минздрава, Минпрома, Росавтодора, Главгосэкспертизы, Ростехнадзора и ФАСа.

Также бурятский руководитель сообщил о том, что в рамках подготовки этого заседания Госсовета было рассмотрено более 200 предложений от регионов, экспертных и общественных организаций, а ткже федеральных министерств. И даже было проведено «мероприятие, где губернаторы сами непосредственно поучаствовали в работе по строительству дороги и укладке асфальта: почувствовали, как говорится, на себе, что такое работа дорожника».

Кроме того, Алексей Цыденов отчитался о выполнении одного из прежних президентских поручений. «На региональных и местных дорогах выявлено 3505 мостов и искусственных сооружений, находящихся в аварийном или предаварийном состоянии. Стоимость приведения их в нормативное состояние предварительно оценивается в размере 292 миллиардов рублей, — сообщил глава рабочей группы. — По итогам рассмотрения предлагаются согласованные предложения об утверждении отдельной программы по ремонту этих объектов. Наличие такой программы позволит регионам приступить к разработке предварительной проектно-сметной документации и планировать работу в долгосрочном периоде. Это очень актуальная тема и, безусловно, поддержана всеми субъектами».

***

Также в ходе заседания выступили министр транспорта РФ Евгений Дитрих, министр внутренних дел Владимир Колокольцев, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко, временно исполняющий обязанности губернатора Курской области Роман Старовойт, лидер думской фракции ЛДПР Владимир Жириновский и руководитель Исполкома Общероссийского народного фронта Михаил Развожаев.

***

Подводя итог работе Госсовета, Владимир Путин заявил: «Всем понятно, что дорога — это хорошо, а бездорожье — плохо. Но не всем понятно, к сожалению, что наличие дорог для нашей страны, хороших и качественных дорог прежде всего, имеет чрезвычайно важное и особое значение с учётом огромности нашей территории. Связанность территорий, субъектов, муниципалитетов между собой чрезвычайно важна и для экономики, и для социального самочувствия наших граждан».

Вывод напрашивался сам собой: все теоретические предложения, подготовленные к заседанию, надо как можно скорее начать проверять на практике.

Вадим ЧУГУНОВ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,53208494186401