Воронеж ясно +12°
USD
93.44
EUR
99.58
Предложить новость
Прямой эфир

Повышение стоимости проезда в Воронеже. Что думают об этом власти, перевозчики, юристы и общественники

12:30 28.10.2019
48 мин
0
6167
Поездки в общественном транспорте стали дороже. Осталось дождаться, когда они станут комфортными

«После многодневных протестов власти отменили повышение тарифов на транспорт и вернули стоимость проезда на прежний уровень».

«Власти, напуганные размахом массовых беспорядков, заявили об отказе от объявленного повышения стоимости проезда в общественном транспорте».

«Я выступаю против решений, которые могут быть приняты теми, кому наплевать на судьбу людей и города… Говорить сегодня о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте — невозможно. Позволить сделать это до повышения пенсий и зарплат — несправедливо по отношению к гражданам».

***

Спокойно, воронежцы! Всё, что вы сейчас прочитали — не у нас и не про нас. Первые две цитаты — из латиноамериканских новостей (о событиях, соответственно, в Эквадоре и Чили). Третья — из предвыборного выступления Иона Чебана, кандидата от Партии социалистов Республики Молдова на пост мэра Кишинёва (который, кстати, может стать очередным городом-побратимом Воронежа). А приведены они лишь для напоминания простой истины: учиться на чужих ошибках — легче и безопасней, чем на своих.

По счастью, в нашем областном центре новость о неизбежном повышении тарифов на перевозку пассажиров в городском общественном транспорте ни к каким массовым беспорядкам не привела. Да и акция протеста численностью в 200 человек (по оценке самих организаторов) состоялась всего одна. Изменится ли ситуация теперь, после того, как 28 октября новые тарифы вступили в силу, сказать трудно. Но, зная миролюбие и конструктивность воронежской системной оппозиции, сложновато ожидать от неё слишком резких движений по «тарифному вопросу». Тем более, что до выборов в областную и городскую думы — ещё почти год…

Интересно, что и в соцсетях (где любые решения любых властей вызывают почти стопроцентный «осуждамс» или, как минимум, «игнор») по этому поводу нет былого единодушия. Вот какой комментарий, например, был оставлен неким воронежцем под постом, посвящённым грядущему росту платы за проезд: «А я — за!!! И не 23, а 25 рублей надо ставить!!!! А то и 30. И повышвыривать с линии все старые скотовозки с водятлами, что с с третьего ряда на остановку прутся. Купить нормальную технику, новую, и дать такую ЗП людям, чтоб профи за рулём ездили».

В этом весьма эмоциональном «крике души» отражена, пожалуй, вся суть произошедшего подорожания: повышение тарифа — не самоцель. И отнюдь не только попытка компенсировать водителям общероссийскую инфляцию и постоянно растущую себестоимость поездок. Главное — полное обновление подвижного состава и качественное улучшение работы общественного транспорта. Прежде всего — в интересах пассажиров.

К этой теме мы обязательно вернёмся. А пока — сделаем небольшой «исторический обзор».

Слова и дела минувших лет

Нынешнее десятилетие для воронежцев начиналось поездками за 9 рублей в «ГАЗелях»» и за 8 — в автобусах большой вместимости. В апреле 2011-го стоимость обоих вариантов проезда выросла на рубль. Четыре следующих ценовых скачка привели к тому, что в июле 2017 года проезд во всём общественном транспорте Воронежа стал стоить 17 рублей днём и 25 — ночью (при этом в троллейбусах, ходивших лишь в дневное время, оплата проезда по безналу была дешевле на 2 рубля).

Первые публичные заявления о необходимости вновь повысить тариф прозвучали в прошлом году. В апреле мэр Вадим Кстенин дал интервью, где выражал недовольство «совершенно непотребным подвижным составом» и «абсолютно непрозрачной деятельностью перевозчиков», а также ратовал за дифференцированный транспортный тариф, чтобы приучить горожан к использованию банковских карт: проезд за наличные — 25 рублей, а за безнал — 21 рубль. При этом он заявлял: даже при тарифе в 21 рубль крупные перевозчики готовы работать «по-белому и с новым подвижным составом». В конце того же года г-н Кстенин снова анонсировал неизбежное и существенное увеличение стоимости проезда в маршрутках Воронежа (по его словам, это могло случиться в 2020 году). Тогда же градоначальник заявил, что пассажирский транспорт начнёт серьёзно меняться в лучшую сторону с 2020 года, когда истекут действующие контракты с перевозчиками, а новые — будут предусматривать качественное изменение подвижного состава и уровня комфортности перевозок. При этом в 2019 году стартует этап подготовительной работы, включающий создание в городе новой маршрутной сети и системы «умного транспорта».

Сразу после этого высказал своё мнение председатель совета директоров ЗАО ГК «Автолайн», председатель «Совета руководителей городского пассажирского транспорта Администрации ГО город Воронеж» и депутат Воронежской гордумы Дмитрий Крутских. Комментируя намерения мэрии заключить с частными перевозчиками новые контракты, он заявил: чтобы перевозчики смогли выполнять все требования горадминистрации, проезд должен подорожать до 25 рублей.

А вот губернатор Александр Гусев, общаясь в те же дни с журналистами на пресс-конференции, хотя и признал, что «стоимость проезда в 17 рублей, разумеется, не обеспечивает потребности в замене подвижного состава», всё же заметил: «Не знаю, насколько сейчас своевременно увеличить плату за проезд и принуждать перевозчиков обновлять транспорт. Если на рынке появится крупный игрок, готовый массово обновить автобусы, то, может, и придём к такому решению. Но пока вопрос об увеличении стоимости не обсуждали».

Дорожная карта — 2019

Вновь о необходимости повысить тариф мэр Воронежа сказал в минувшем апреле, выступая с отчётом перед городской Думой. И опять-таки, это повышение он назвал неизбежным условием успешной реформы городской транспортной системы.

А в июне этого года подали коллективный голос воронежские частные перевозчики: они единодушно подписали обращение к Вадиму Кстенину и начальнику ГУ МВД России по Воронежской области Михаилу Бородину. В нём они заявили: тариф на перевозки пассажиров должен быть поднят до 25 рублей, иначе с 1 июля автобусы могут не выйти на линии.

В ответ на такую недвусмысленную угрозу областные и городские власти провели брифинг в Доме журналистов.

В роли спикеров выступили руководитель управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области Евгений Бажанов, первый заместитель главы администрации Воронежа по городскому хозяйству Сергей Петрин и депутат-бизнесмен Дмитрий Крутских. Главным итогом их общения с журналистами стало подтверждение прежних заявлений о неизбежности повышения стоимости маршрутного проезда пассажиров. Правда, точный размер нового тарифа чиновники и депутат так и не назвали. Сергей Петрин, к примеру, заявил, что пока что идёт обсуждение различных вариантов в пределах от 17 до 23 рублей. Зато г-н Крутских сообщил о том, что себестоимость проезда в маршрутках-«газелях» составляет сейчас примерно 19 рублей, а вот в больших автобусах — начинается от 27 целковых. Кроме того, спикеры не исключили того, что в 2020 году произойдёт ещё одно удорожание проезда. При этом они клятвенно пообещали: «рост тарифов до экономически обоснованного уровня» обязательно приведёт к «ощутимому улучшению системы пассажирских перевозок». А в качестве подтверждения — сообщили вот что. Во-первых, Российский дорожный научно-исследовательский институт подготовил для мэрии Воронежа проект новой комплексной схемы городского дорожного движения. В июле пройдёт её обсуждение специалистами и общественниками, а с августа она будет дорабатываться с учётом всех конструктивных замечаний и предложений. А во-вторых, с учётом положений федерального закона №220-ФЗ «О пассажирских перевозках» и рекомендаций Минтранса РФ, мэрия разработала для компаний-перевозчиков новые типовые контракты, которые будут заключаться с ними в новом году. И в этих договорах будут чётко прописаны все гарантии прав пассажиров — на комфорт, безопасность, оперативность, культуру обслуживания и т.д.

***

В конце лета к обсуждению перспектив развития общественного транспорта Воронежа подключилась региональная Общественная палата. 20 августа на её площадке прошёл «круглый стол», в котором приняли участие представители облправительства, мэрии областного центра, компаний-перевозчиков, общественных организаций и СМИ.

На этом заседании прозвучало много полезной и интересной информации: о деталях грядущего обновления автопарка; о переводе транспорта на электронную систему оплаты; о внедрении транспортно-пересадочных карт; о новой комплексной схеме организации дорожного движения и оптимизации городских маршрутов; о новом типовом контракте для перевозчиков и эффективных мер контроля за его соблюдением; о возможности введения льгот или проездных для «социально уязвимых» категорий граждан…

Выступил на круглом столе и Евгений Бажанов. Глава регионального управления по госрегулированию тарифов сообщил: согласно требованиям нового типового контракта, составленного Минтрансом РФ, тариф должен составлять от 25 до 28 рублей, но такое существенное повышение вызовет «социальную напряженность в городе». И именно поэтому его ведомство ориентируется на более низкую стоимость проезда: от 20 до 25 рублей.

Точка зрения перевозчиков тоже была услышана. Дмитрий Крутских, в частности, заявил о том, что качественное обновление общественного транспорта и услуг по перевозке пассажиров реальны лишь в том случае, если стоимость проезда увеличится не менее, чем на 30 процентов. А глава «Воронежской транспортной компании» Андрей Очнев не стал скрывать опасений: «Будет ли достаточно собираемых денежных средств для оплаты контрактов? Если сумма будет занижена, заявится ли кто-то выполнять эту работу? Здесь должна быть точная грань: чтобы оказывать качественные услуги населению, и чтобы работа перевозчика была рентабельной».

От первого лица

Осенью роль главного спикера «в тарифных дискуссиях» (и, следовательно, немалую часть политической ответственности за предстоящее повышение стоимости проезда) уверенно взял на себя губернатор Александр Гусев. В сентябре он дал большое телеинтервью, в котором назвал допустимые размеры нового тарифа на проезд в общественном транспорте Воронежа: в пределах 21 — 23 рублей. Кроме того, глава региона подтвердил факт переговоров со столичными компаниями — потенциальными игроками на местном рынке перевозок. Но при этом заявил: «варягов» работа в нашем регионе интересует при условии, что тариф составит не менее 27 — 28 рублей. Такие цены для областной власти неприемлемы. Именно поэтому «ставку всё-таки делаем на своих». Главное — чтобы местные перевозчики подтвердили свои обязательства по обновлению подвижного состава. «Повышение произойдет, но при условии, что мы введём инвестиционную составляющую в тарифе. Для каждого перевозчика определят сумму, которую он будет выделять на обновление подвижного состава. Сделать это они должны будут в сжатые сроки — меньше года», — заявил губернатор.

30 сентября в облправительстве прошло совещание по формированию тарифа на проезд в пассажирском транспорте Воронежа, где Александр Гусев сообщил о решении ввести дифференцированной платы: с банковской картой разъезжать в городских маршрутках будет выгоднее, чем с наличными. По его словам, это позволит приблизить рынок пассажирских перевозок к цивилизованным стандартам и более прозрачной экономике перевозчиков.

Ещё через 10 дней стало известно, что губернатор согласовал со своими профильными подчинёнными новые тарифы. А затем пришёл черёд официальных решений. 15 октября был подписан приказ Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области № 39/1 о введении с 28 октября дифференцированного тарифа на перевозку пассажиров в городском общественном транспорте. Стоимость проезда за наличный расчёт — 23 рубля, при безналичной оплате — 21 рубль.

***

Накануне подписания этого документа в Воронеже прошла ещё одна пресс-конференция — с участием уже знакомых нам Евгения Бажанова и Сергея Петрина. От них журналисты узнали и другие подробности стартующего процесса. Например, что повышенный ночной тариф будет отменён, а проезд в троллейбусе полностью совпадёт в цене с автобусно-«газельным»

Как заявил Евгений Бажанов, новый тариф является экономически обоснованным. Методика его  расчета предполагает включение целого ряда расходных статей: на топливо, зарплаты водителей и кондукторов, социальные отчисления, ремонт, амортизацию… Плюс  рентабельность должна составлять 4,8%. По его словам, ждать нового повышения тарифа в 2020 году — не стоит. Ну, а дальше (видимо, после областных и городских выборов) будет видно…

Сергей Петрин рассказал о механизме обновления городского транспорта. Инвестиционная составляющая, нужная для этого процесса, тоже заложена в новый тариф: себестоимость каждой поездки — 18 — 19 рублей, а остальные деньги должны пойти на приобретение новых машин. Соответствующий план уже разработан: за три ближайших года планируется закупить 955 автобусов всех классов вместимости: в 2020 году — 340 машин, в 2021-м — 335, а в следующем — 280. Они придут на смену нынешним девяти сотням «ветеранам», чей срок эксплуатации — пять лет и больше. При этом Сергей Петрин подчеркнул: перевозчикам, которые хотят остаться на рынке, надо начинать обновление подвижного состава уже сейчас, а то не видать им новых контрактов.

Ещё одна обозначенная тема — транспортные карты. Их планируется ввести весной 2020 года. Пока не решён вопрос о том, кто будет обслуживать их работу — муниципальный оператор или концессионер. Нет определённости и по вопросу о том, как конкретно эта карта будет использоваться. Точнее, в чём будет состоять выгода владельцев от её наличия.

Добавим, что повышение стоимости проезда тесно связано с созданием новой маршрутной сети Воронежа. Напомним, что подрядчик — ФАУ «РосдорНИИ» — передал мэрии первоначальную версию своего предложения ещё в июле. Затем начался процесс обсуждения и корректировки, и вот на днях московские специалисты представили мэру Вадиму Кстенину доработанный вариант проекта этой сети. Помимо изменений в маршрутной схеме, пассажиров ожидают и другие новшества — например, электронные проездные билеты, выделенные полосы для движения общественного транспорта и тепловые карты.

Столица Черноземья на фоне макрорегиона

Неделю назад губернатор Александр Гусев дал очередное интервью — на сей раз одному из федеральных информагентств. В нём глава региона подтвердил верность взятому курсу: повышение тарифа — объективная необходимость, а поощрение безналичной оплаты поможет сделать прозрачной экономику перевозок.

«Задача городской администрации в 2020 году, с марта по июнь — провести перезаключение договоров на следующие пять лет на транспортное обслуживание, — подчеркнул губернатор. — Заключить договоры с существующими компаниями-перевозчиками или новыми компаниями, которые придут — с тем, чтобы в течение трёх лет произошло полное обновление транспорта, причем его значительная часть — уже в 2020 году. Средства для этого требуются немаленькие, более 3 миллиардов рублей. Думаю, что тарифные решения позволят эти деньги в составе тарифа найти, отследить их правильное использование и, что называется, провести опережающее обновление транспорта».

При этом губернатор особо отметил: тариф, вступающий в силу в Воронеже, далеко не самый высокий в стране, в том числе на фоне других городов-миллионников и соседних областных центров.

Что касается соседей по Центральному Черноземью, то получить соответствующую информацию труда не составило. Судите сами.

  • БЕЛГОРОД. С 1 ноября одна поездка в автобусе за наличный расчёт будет стоить 25 рублей, при оплате картой — 20 рублей. Стоимость билета и перевозки багажа в троллейбусах — 20 рублей, независимо от того, как будет расплачиваться пассажир, налом или безналом.
  • КУРСК. Проезд в муниципальном транспорте (троллейбус, трамвай, автобус) — 17 рублей; действуют бесплатный проездной для учащихся и единый социальный проездной для ряда категорий граждан (многодетные, пенсионеры и т.п.) стоимостью 300 руб. за месяц. Проезд в маршрутных «Пазиках» — 18 руб., в маршрутках типа «Газель» и «Форд» — 19 руб., после 21.00 — 20 рублей.
  • ЛИПЕЦК. Оплата проезда при использовании транспортных карт — 19 рублей; при оплате наличными — 24 рубля. (Кстати, вот как прокомментировал положение дел в Липецке воронежский губернатор: «Транспортная карта — это хороший шаг при условии, что есть мультимодальные пересадочные узлы. Если надо пересесть из троллейбуса в автобус, из автобуса в метро. Не надо билет всё время покупать, только картой расплачиваешься. А если ты ездишь на одном и том же маршруте в автобусе, то нужна, конечно, безналичная оплата».)
  • ТАМБОВ. Стоимость проезда в общественном транспорте: 20 рублей — безналичный расчёт, 22 рубля — наличные средства.
 

Тариф — повышен, вопросы — остались

Как бы то ни было, объявленное подорожание проезда произошло. Пассажирам воронежских маршруток предстоит мучительное привыкание к числам 21 и 23. А вот «ночное» 25 — наоборот, можно пока забыть.

Но куда важнее — не сами по себе новые суммы, а успешное решение назревших проблем городского общественного транспорта. Ведь, в конце концов, именно этой целью власти разного уровня оправдывали необходимость повышения стоимости проезда.

В оптимизме чиновников сомневаться не приходится. А какова позиция тех, кто критически относится к транспортным новациям? Мы предоставили слово одному из них — гражданскому активисту Виталию Иванищеву (движение «Город и транспорт»).

«Станет ли повышение тарифа «волшебной таблеткой», которая запустит качественный процесс изменения Воронежского транспорта? Однозначно, нет! Стоимость проезда напрямую практически не влияет на состояние транспортной системы. Даже обновление автопарка качественного улучшения не принесёт: курить и материться водители могут как в старом ржавом «ПАЗике», так и в новом низкопольном «ЛИАЗе».

Кстати, обновления машин большого класса раньше января 2021 года ждать не стоит. Начнём с того, что от заказа автобуса до его отгрузки проходит не менее 9 месяцев. Однако вряд ли перевозчики побегут уже завтра их заказывать. Во-первых, им надо «накопить жирок» для первого лизингового взноса, а во-вторых, пока никто не понимает: какие маршруты он будет обслуживать после марта 2020 года, какой подвижной состав потребуется на этих маршрутах, и останется ли он на этом рынке вообще.

Что же, если не цена, должно изменить ситуацию? Надо, чтобы город не отдавал транспорт на откуп частникам. Общественный транспорт — такая же инфраструктура, как освещение улиц и ливневая канализация. Необходимо менять его финансовую схему, уходить от системы планов и приходить к брутто-контрактам, когда всю выручку аккумулирует мэрия, а перевозчики получают фиксированную оплату за фактическую выполненную работу. Но здесь никак не обойтись без введения транспортных карт и ухода от бесконтрольных потоков «чёрного нала».

Масса споров ведётся о том, законна ли скидка при оплате картой? Я не вправе дать ответ на этот вопрос с точки зрения закона, но сама идея такой скидки — вполне понятна. Во-первых, граждан приучают к тому, что наличный расчёт в автобусе — это архаизм, а во-вторых, большая часть рынка выйдет из тени и оценить общий его объём станет намного проще. А в будущем оплата проезда банковской картой должна также уйти в небытие: средством контроля оплаты проезда станет транспортная карта и валидаторы в салоне.

Ряд перевозчиков возмущаются из-за отмены ночного повышенного тарифа. Но давайте подумаем: зачем эту меру вводили? Для того, чтобы стимулировать водителей работать после 22.00. Помогло? Нет! Значит, надо думать: какие другие методы помогут решить эту задачу. Кроме того, нет ни одного нормативного акта, который бы предусматривал «ночные тарифы». Развивая эту мысль, можно дойти до того, что повышенный тариф нужен и в другое «непиковое» время — например, в обед и по выходным. Но общественный транспорт — это не бизнес, это инфраструктурная задача, и выполнять её надо инфраструктурными методами, а не отдавая на откуп рынку».

Что скажут перевозчики?

Как раз эта заинтересованная сторона смотрит на общественный транспорт, как на бизнес. Будет ли выгодно им заниматься при новых тарифах?

Очень хотелось получить ответ на этот вопрос от Дмитрия Крутских. Но, увы. В последнее время он предпочитает не давать подобные комментарии. Кстати, весьма симптоматичным было его отсутствие на недавней пресс-конференции Бажанова и Петрина. Не менее красноречива и информация о том, что г-н Крутских собирается прекратить работу в  «Совете руководителей городского пассажирского транспорта Администрации ГО город Воронеж»…

Тем не менее, нам удалось выяснить позицию этой организации. На вопросы редакции согласился ответить представитель «Совета» Владимир Георгиевский.

– Составляя новые тарифы, советовались ли власти с перевозчиками, учитывалось ли их мнение? Позволит ли это повышение успешно модернизировать подвижной состав?

– Конечно, совместное обсуждение ситуации проводилось. Первое, о чем стоит сказать: городские перевозчики благодарны мэрии и управлению транспорта за диалог и содействие в общении с управлением по госрегулированию тарифов. За прошедшие месяцы проделана огромная работа по поиску оптимального баланса между потребностями жителей нашего города, возможностями транспортных компаний и сохранением вектора развития, заданного горадминистрацией.

Те перевозчики Воронежа, которые собираются работать в транспортной отрасли и дальше, понимают необходимость реформы. Жизнь не сводится исключительно к финансам: при условии, что есть, чем кормить семью, чувство удовлетворенности от качественно выполненной работы — зачастую важнее. Да и попытки затормозить грядущие перемены связаны не с желанием автопредприятий подольше «оставаться в тени» и «набивать карманы», как кажется со стороны. Это чисто человеческая потребность: по возможности оттянуть наступление неминуемого — новых условий работы, в которых работать будет ещё труднее.

На плечах перевозчиков уже лежит большая материальная нагрузка. Это не только очевидные расходы (топливо, зарплата и т.д.), но и «невидимые» со стороны: аттестация водительского состава, вложения в автобазы, видеонаблюдение и др. Модернизация подвижного состава — также крайне важная часть огромной работы автопредприятий. Причем понимание транспортными компаниями этой обязанности очевидно: менее чем за 5 лет в Воронеже было обновлено свыше 1000 автобусов (более 80% всех работающих). Сегодня подавляющее большинство автобусов — либо новые, либо не выходящие за пределы эксплуатации. А 15% автобусов-«пенсионеров» обслуживают либо убыточные маршруты (которые будут заменены после принятия новой маршрутной схемы), либо пригородные маршруты (где у предприятий  ещё больше финансовых трудностей).

Независимо от роста или сохранения прежних тарифов, обновление парка будет продолжаться. Надеюсь, что у городских перевозчиков получится планомерно заменить экономически рентабельные, но неудобные для пассажиров «ГАЗели» на более комфортабельные автобусы, в которых можно провезти не только, например, большую сумку, но и тот же велосипед. И, конечно, нельзя забывать о маломобильных группах населения, которые должны иметь равные права на перемещение по городу.

Главное, на что должны ориентироваться все участники процесса пассажирских перевозок — это диалог и совместное решение назревших проблем. Мы все находимся, простите за каламбур, «в одном автобусе»: пассажиры, чиновники, перевозчики, общественники… И если будем слушать друг друга, координировать усилия и не опускать рук, то сможем сделать общественный транспорт Воронежа предметом гордости нашего города».

Что ж, это, видимо, один из тех случаев, когда комментарии излишни…

Карта, «нал» и права потребителей

Ещё одной причиной для дискуссий стало введение дифференцированного тарифа. Противники этого новшества ссылаются на закон «О защите прав потребителей», который запрещает продавцу устанавливать в отношении одного вида товаров различные цены в зависимости от способа их оплаты (п. 4 ст. 16.1).

А в самом деле: не является ли двухрублёвая разница между оплатой по карте и оплатой наличными ущемлением прав солидной части наших земляков? И будут ли оправданы попытки граждан устранить это неравенство путём обращения в суд?

За разъяснениями мы обратились к известному воронежскому адвокату Галине Белик. И вот какой ответ получили:

«С 5 мая 2014 года действует запрет на установление различных цен в отношении одного и того же вида товаров (работ, услуг) в зависимости от способа их оплаты продавцу (исполнителю) посредством наличных расчётов или в рамках применяемых форм безналичных расчётов. Это устанавливается введённой в 2014 году в закон «О защите прав потребителей» статьёй 16.1. Как правило, тарифы на перевозки устанавливаются органом соответствующего муниципального образования, поэтому федеральный закон в данном случае имеет высшую силу. Срок оспаривания решения — 3 месяца с момента, когда о нём стало известно. Оценку положениям федерального и регионального законодательства (насколько данный вопрос отнесён к ведению органов местного самоуправления) может дать суд в порядке административного судопроизводства по КАС РФ. Я считаю, что основания для оспаривания есть, поскольку пассажиры являются потребителями услуги перевозки. Но, с другой стороны, результат может быть лишь один: всем придётся платить по 23 рубля. Нам такое решение вряд ли поможет».

Своё  мнение о предстоящей реформ городского общественного транспорта высказала и Уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская. Первым делом омбудсмен сообщила нам о растущем числе обращений граждан по вопросам отсутствия льгот для льготных категорий граждан на проезд в общегородском транспорте. Затем напомнила о том, что в ноябре 2016 года в Воронеже был отменен «Народный маршрут», который в той или иной мере «обеспечивал возможность бесплатного проезда для социально незащищенных групп населения». А потом сделала печальный прогноз: «повышение стоимости проезда до 21 — 23 рублей, а также сокращение количества маршрутов и создание транспортных пересадочных пунктов приведёт к необходимости двойной или тройной оплаты проезда по городу в зависимости от расстояния. Такие изменения при отсутствии обеспечительных мер для льготников (социальные проездные карты, льготный проезд для определенных категорий граждан, возрождение «Народного маршрута» и т.п.) существенно ограничат возможность передвижения для малоимущих и социально незащищенных слоев населения».

Чтобы избежать такого массового нарушения прав граждан, Татьяна Зражевская направила в мэрию Воронежа письмо «о необходимости выработки конкретных предложений по обеспечению потребностей льготной категории населения во внутригородских пассажирских перевозках и по принятию мер для восстановления конституционных прав граждан на социальные льготы по проезду в общественном транспорте». Эти мероприятия включены и в проект плана реализации «Стратегии развития и защиты прав человека в Воронежской области на 2020 год». Сейчас документ проходит стадию согласования, а после этого будет утвержден губернатором.

Что же касается различий, связанных со способом оплаты, то позиция Уполномоченного такова: «дифференцирование стоимости проезда должно быть также направлено на обеспечение прав льготников. Поэтому необходимо проведение мероприятий, направленных на разработку и выпуск специальных карт для оплаты проезда в транспорте, включая социальные карты для особых категорий граждан».

Кстати, пока мы ждали ответов от правоведов, подоспели и разъяснения из облправительства. Как заявил Евгений Бажанов, закон «О защите прав потребителей» относится к действиям продавца товаров или поставщика услуг, а тариф в нашем случае был назначен не перевозчиком, а органом госрегулирования. Следовательно, не было и никаких нарушений законодательства при установке дифференцированного тарифа на проезд.

Можете жаловаться!

А вот всяческие нарушения со стороны водителей маршруток после 28 октября — отнюдь не исключены. Кто-то, скажем, не захочет принимать к оплате карты по причине «хронической поломки терминала». Кто-то — вздумает самочинно устанавливать «ночные расценки». Кто-то — начнёт игнорировать пассажиров на остановках после 21.00.

На этот случай мэрия Воронежа открыла горячие телефонные линии. И хотя мы о них уже сообщали, но повторение дельных лайфхаков, как известно, лишним не бывает.

Итак, с сегодняшнего дня любой воронежский пассажир может позвонить в управление транспорта и МБУ «Центр организации дорожного движения», чтобы сообщить о фактах отсутствия, неработоспособности или непредоставления терминала для безналичной оплаты.

Номера телефонов: 228-33-65 (с 9:00 до 18:00), 260-51-23 (круглосуточно).

Во время звонка нужно будет сообщить номер маршрута, регистрационный номер автобуса, место и время происшествия для последующего проведения проверки. В случае конфликтных ситуаций управление транспорта просит наплавлять детализированные обращения в электронную приёмную администрации Воронежа.

Кроме того, по номеру 260-51-23 можно сообщать о недостойном поведении водителей маршруток (курение за рулём, грубость, опасная езда), о плохом санитарном состоянии машин и т.д. В этих случаях также следует сообщать номер маршрута, регистрационный номер автобуса, время и место инцидента.

***

Итак, большая транспортная реформа в Воронеже вышла на новый виток. Как быстро и в каком объёме удастся чиновникам и перевозчикам исполнить всё обещанное — покажет только время. И оно же, кстати, поможет понять: зависит ли что-то в этом процессе от пассажиров.

Вадим ЧУГУНОВ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,21855711936951