Воронеж ясно +8°
USD
92.26
EUR
99.71
Предложить новость
Прямой эфир

Экологичный транспорт в Воронеже: нужны ли городу троллейбусы и ждать ли массового появления электрокаров?

14:44 12.11.2021
17 мин
0
12417

Московская компания прорабатывает для Воронежа варианты возвращения трамвая и развития троллейбусной сети. Поможет ли воронежской экологии переход на электротранспорт и нужен ли он вообще городу? Стоит ли нам брать пример с Москвы, которая полностью отказалась от троллейбусов и перешла на электробусы? Есть ли в городе предпосылки для массового появления электрокаров и почему уже сейчас обсуждаются возможные места для станций подзарядки – читайте в материале «TV Губернии».

Может ли Воронеж обойтись без электротранспорта?

Качество общественного транспорта влияет на автомобилизацию. За 21 год в Воронежской области количество личных авто на 1 тыс. жителей выросло почти в три раза. Сейчас, по данным портала «Автостат», по региону ездят более 800 тыс. легковушек.

Автомобилизация на 1 тыс. человек в Воронежской области (источники данных – «Автостат» и «Википедия»)

Даже если заменить в Воронеже весь общественный транспорт на экологичный электрический, то сотни тысяч неэкологичных машин всё равно никуда не денутся. Стоит ли в такой ситуации продвигать троллейбусы из-за их экологичности и есть ли у них преимущества перед автобусами?

– Конечно, доля общественного транспорта в суммарном потоке составляет около 1%. Но эта доля распределяется неравномерно по территории города. Чем ближе к центру, тем доля общественного транспорта выше и тем критичнее объёмы общей эмиссии загрязняющих веществ от транспортного потока. Именно в центре города такая эмиссия приводит к значительным концентрациям загрязняющих веществ в атмосфере, в отличие, например, от окраин, где гораздо интенсивнее воздухообмен и меньше доля транспорта общего пользования. Вполне возможно, что в недалеком будущем в центре города останется только транспорт общего пользования и будет хорошо, если он будет электрическим, – считает директор московского Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. 

Помимо экологичности, сторонник фонда  «Городские проекты Ильи Варламова и Максима Каца» жительница Воронежа Алевтина Курпек выделяет следующие преимущества троллейбусов: 

– Они служат дольше, поскольку их двигатель проще устроен и легко поддаётся капитальному ремонту. Он быстрее разгоняется и не задерживает поток транспорта, троллейбус тише автобуса, внутри нет запаха горючего и не создаётся вибраций, а летом электродвигатель не прогревает салон, поэтому внутри обычно не так жарко. Кроме того,  для города перевозить людей на троллейбусе дешевле, чем на автобусе. 

Дешевле ли для города автобус или троллейбус, однозначно сказать нельзя, на это влияет много факторов. Контактную сеть лучше эксплуатировать на напряжённых пассажиропотоках, где в одном направлении в час проходит хотя бы 15-20 троллейбусов. Кроме того, на экономические результаты работы троллейбусов влияют и ландшафт, и наличие свободных электрических мощностей, добавил Михаил Якимов.

Что сейчас происходит в Воронеже с электротранспортом и как собираются его развивать?

Трамваи в Воронеже убрали, метро не было и до 2041 года, согласно новому Генплану, точно не предвидится. Сейчас на три маршрута в городе выходят 26 троллейбусов, ещё 19 – в ремонте. При этом почти из 50-километровой сети в городе простаивает около 20 км. Всё это, по мнению гражданского активиста Виталия Иванищева, явная деградация, ведь ещё в 2009 году в Воронеже на линиях работали около 65 «рогатых», а в 2015 году – 45. В мэрии же заявляют, что исправности сетей внимание уделяется, впервые за 15 лет отремонтировали крышу троллейбусного депо, наладили сети на проспекте Революции и площади Ленина. Кроме того, с 2019 года получили 15 капитально отремонтированных троллейбусов из Москвы, и отправили их на линии.

Однако нехватка машин – не единственная проблема троллейбуса в Воронеже, ещё есть нехватка водителей.

– У некоторых водителей из последнего набора 2010 года есть уже внуки. Для того, чтобы использовать инфраструктуру, надо хотя бы с какой-то периодичностью обучать водителей, покупать хотя бы по 10 машин в год, ремонтировать подстанции. У нас не делается ровно ничего. Водители уходят на пенсию, машины в металлолом, а подстанции и контактные сети не ремонтируются, – считает Виталий Иванищев.

Летом 2021 года за 60,5 млн рублей власти заключили контракт с московской компанией, которая разработает план развития общественного транспорта в городе и области. Судя по заданию, прорабатываются разные варианты, в том числе развития сети троллейбусов и трамваев. Кстати, план должны предоставить уже в этом году. Однако это не документ, которому должны будут строго следовать. Это скорее инструкция, которая ещё будет обсуждаться, в том числе и с общественностью. Надежда есть, но это уже не первая попытка – два предыдущих плана от других подрядчиков забраковали.

– В Воронеже есть депо, подстанции, опоры контактной сети, сама сеть, специалисты с их знаниями и навыками. Это та база, которая при должном внимании могла бы составить основу возрождения электротранспорта, – полагает Виталий Иванищев. – Нынешнее депо может вместить до 100 машин, ветераны могут обучить молодёжь, количество маршрутов, нормально работающих, может составить 6-7, а далее можно будет подумать и о дальнейшем развитии. Если мы пустим наши заделы под нож, то с нуля что-то строить будет непросто. Я не знаю случаев, когда в России с нуля построили бы троллейбусную линию в последние годы, но ряд примеров, где троллейбус отлично сохранил свою сеть есть, например, Чебоксары, и ряд городов, где существующие сети успешно развиваются, например Санкт-Петербург, Севастополь и Саратов.

«Троллейбусное чудо» в Саратове

Фото предоставил Денис Жабкин

О том, какой путь прошёл Саратов от полного упадка троллейбусов до вывода на улицы более 220 машин, «TV Губернии» рассказал саратовский активист Денис Жабкин. К началу нулевых в Саратове закрывались маршруты, техника списывалась, а водители и кондукторы уходили работать в автобусы. Да и фактор собственного производства троллейбусов никак не помогал, поскольку «рогатые» шли на экспорт за рубеж и в российские города покрупнее.

Когда Москва стала избавляться от троллейбусов, причём относительно новых (2012-2017 годов выпуска), Саратову удалось получить оттуда десятки машин. Однако с первым же траншем в 15 троллейбусов встал вопрос с персоналом – его попросту не было в городе, да и перспектива работать за копейки никого не привлекала. Тогда водителям подняли зарплаты более чем в два раза. Кадры стали прибывать, причём даже из других городов. Затем город пополнили ещё 80 новых машин. Сейчас по ночам в Саратове работают дежурные троллейбусы, а благодаря местным активистам график работы «рогатых» распространяется в соцсетях и чатах. Появление новых троллейбусов позволило продлить время работы на многих маршрутах.

Крупные цивилизованные города так или иначе возвращаются к электротранспорту, уж очень много у него преимуществ, однако делать это с нуля будет гораздо сложнее. В тяжёлые времена лучше сохранить линии и инфраструктуру, даже если пока ей невозможно воспользоваться в полной мере, уверен активист.

А что касается отказа Москвы от троллейбусов, то это решение вызывало много споров. В любом случае, для всех остальных городов электробусы пока слишком дорогое удовольствие.

Когда в Воронеже массово появятся электрокары и другие виды электротранспорта?

По данным «Автостата», у россиян растёт интерес к электромобилям. Никто не говорит, что скоро все закупят себе по Tesla, но вот подержанные автомобили Nissan Leaf и ему подобные вполне возможно. За первый квартал 2021 года электромобили стали покупать в пять раз чаще.

– Несмотря на то, что большая часть электромобилей приобретается жителями Дальнего Востока, Сибири, столицей нашей страны, эта волна интереса дошла и до Воронежа, и несомненно будет только нарастать, – уверен воронежский общественный деятель Егор Панов.

В связи с этим уже прорабатываются варианты установки зарядных станций для электромобилей в Воронеже. Кстати, эта идея коррелирует с концепцией развития автомобильной отрасли, которую летом 2021 года утвердил премьер Михаил Мишустин. Согласно концепции, к 2030 году каждый десятый производимый в России автомобиль должен быть полностью электрическим.

– Со строительством сети ЭЗС может помочь федеральный центр, электросетевые компании, частные инвесторы, потребуется участие депутатского корпуса, но прежде всего граждан. Места хватит для всех. Для этого у города и региона должна быть разработана программа с учётом мнения сообщества. Сейчас она уже обсуждается в профильных чатах и личных беседах, – рассказал Егор Панов.

От электричества ещё питаются средства индивидуальной мобильности (СИМ). Например, электросамокаты уже пользуются большим успехом в городе, пусть и остаются пока вопросы к регулированию их движения. Для них и других СИМов нужны обособленные полосы движения и обустройство зарядных станций в парках, на остановках общественного транспорта.

– Очень важно помимо учёта электросамокатов, электровелосипедов, не забывать и про электрические коляски. Поэтому зарядные станции должны быть непродуваемыми, без ступенек и прочих препятствий, по возможности рядом со скамейками, чтобы сопровождающий и «колясочник» могли общаться, пока заряжаются аккумуляторы коляски, – добавил Егор Панов.

Приблизительно так, по мнению общественника, будет выглядеть каркас сети ЭЗС в Воронеже. Оранжевым помечены станции быстрой зарядки, а зеленым и голубым – медленной.

– Воронеж – единственный город-миллионник в Европе, где нет трамвая. Нельзя допускать повторения этой истории с троллейбусом, – считает Алевтина Курпек. – В середине прошлого века многие города уже отказались от троллейбусов, и экспертное сообщество признало это крупной градостроительной ошибкой. В тех городах, где сохранились троллейбусы, их систему нужно развивать и модернизировать. Воронеж хоть всегда и стремится копировать Москву, но не должен повторять её ошибки – троллейбусы нужно сохранять и развивать. Они должны быть в Воронеже, если город хочет быть современным.

Евгений МОРОЗОВ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,23545408248901