300 педагогов работают в должности «тьютор» в Воронежской области. Это специалисты, перед которыми стоят задачи – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья – освоить образовательную программу, адаптироваться к школе, научить навыкам игры со сверстниками. Причём, помощь тьюторов может понадобиться и одарённым детям, чтобы составить индивидуальную программу и помочь таланту вырасти.
Анастасия Панфилова работает тьютором в школе № 1 города Лиски. Её задача – помочь детям с ограниченными возможностями здоровья – освоить образовательную программу, адаптироваться к школе, научить навыкам игры со сверстниками. Так, Анастасия готовит задания для своей подопечной. Раскладывает карточки к следующему уроку о противоположностях. Например, отличить на картинках – большой мяч или маленький, где холодно и горячо, какой стакан пустой – какой полный. Анастасия занимается с ребёнком математикой, чтением. Плюс помогает развивать речь и правилам поведения.
Анастасия Панфилова, тьютор МКОУ СОШ № 1 г. Лиски:
– Есть то, что вдохновляет и заставляет продолжать работать именно в этой области, это когда ребёнок с ним занимаешься полгода год и у него наконец получается сделать то, над чем ты бился целый год. Да, это дорогого стоит, потому что с обычным ребёнком – это даётся легко, он самостоятельно может научиться допустим ту же пуговицу застёгивать, с нашими детками это намного сложнее, это требует очень большого усилия и длительного времени.
В школе № 1 города Лиски работает 1 ресурсный класс. В нём учатся 7 детей с особенностями развития. На каждого – свой тьютор. В день по 4-5 уроков, в среднем по 40 минут. Половина каждого занятия – этого групповая работа, где педагог объясняет тему и дает задания, а вторая часть урока уходит на индивидуальную отработку с тьютором. Например, за этой партой проходит занятие с эмоциями. После каждого рабочего дня – тьюторы в команде готовятся к следующему. Плюс подводят итоги – выставляют проценты успеваемости каждого ребёнка в протоколах.
Владимир Блинов, директор МКОУ СОШ г. Лиски:
– Тьютор не учитель, тьютор именно наставник сопровождающий, он глубоко погружается в тему. Это наставники, которые могут быть и для детей с ограниченными возможностями здоровья и для творчески одаренных детей, и детей, которые занимаются по какой-то отдельной продвинутой программе, вот это тьютор. Чем больше в школе будет тьюторов – тем успешнее будет школа и успешнее будет каждый ребёнок, который занимается под руководством тьютора.
После занятий, дети расслабляются в сенсорной комнате. Специалисты говорят, что у родителей есть выбор – отдать ребёнка с особенностями развития в специальную школу или в обычную по месту прописки, где для него создадут индивидуальную программу. При этом занятия таких детей полезны и обычным школьникам, ведь они учатся терпению и пониманию, что все люди разные.
Ольга Недорезова, директор государственного бюджетного учреждения Воронежской области Центр психолого-педагогической медицинской социальной помощи:
– Многие семьи даже сменяют место жительство и переезжают в Воронежскую область для того, чтобы дети имели возможность получать образование в обычных школах с использованием модели «ресурсный класс» и переезжают из очень разных регионов и из Алтая и из Москвы, и даже у нас есть ученики, которые переехали из Южной Кореи и из США, то есть это русскоязычные семьи.
А это воронежская школа № 92. Здесь 3 ресурсных класса – в них учатся 24 человека. Работают с ними – дефектологи, логопеды и тьюторы, как Юлия Ярчикова. Сейчас она готовится к уроку. Складывает в корзину, так называемые «мотивашки», разноцветные мячики и грушки. Они стимулируют ребёнка к занятиям. А это календарь – на нём ребёнок отмечает день, время года и погоду. По этим карточкам указывает если нужна помощь, например хочет выйти или попить.
Юлия Ярчикова, тьютор МБОУ СОШ № 92:
– В мои обязанности входит обучение ребёнка по программе, которую подготовил учитель. В течение всего дня я нахожусь с ребёнком, я его сопровождаю, как в столовую, так и в туалет, как на дополнительные занятия. Так же, я с ребёнком подготавливаю игры, в которые мы с ним играем, как на перемене, так и в дополнительное время, которое у нас появляется. Ребёнок, который за мной закреплён, ему 11 лет. Игры – мы можем играть, как в подвижные игры – это с мячом, обручем, так же это настольные игры любого формата.
Тьютора закрепляют за ребёнком на одну четверть. Как и кого распределить – решает команда специалистов из дефектологов и психологов ресурсных классов.
Ирина Сальникова, заместитель директора МБОУ СОШ № 92:
– Стараемся менять, для того, чтобы ребёнок к одному человеку взрослому не привыкал, потому что мы его готовим к дальнейшей жизни в обществе. Подготовка тьюторов у нас осуществляется в институте развития образования. ВИРУ. Наш институт, они основную подготовку проводят. Также наши тьюторы и наши психологи, учителя-дефектологи проходят обучение в московских специалистов сертифицированных по прикладному анализу поведения.
В Воронежской области работает стажировочная площадка. Специалисты из 40 регионов страны уже приезжали и перенимали опыт организации инклюзивного образования в школах и детских садах. В планах принять на стажировку педагогов из Нижнего Новгорода и Ульяновска Московской области.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.