Воронеж полупрозрачная облачность +17°
USD
94.32
EUR
100.28
Предложить новость
Прямой эфир
14:51 04.03.2021
14 мин
0
1363

«Весь двор знал, что Пашкину маму бьёт муж, но никто не вмешивался»

14:51 04.03.2021
14 мин
0
1363
Можно ли бороться с семейным насилием и как распознать, что ваш близкий человек домашний тиран

Сколько женщин в Воронежской области ежегодно становятся жертвами домашнего насилия? Ответ на этот простой вопрос совсем не прост. Дело в том, что официальной статистики именно по этому параметру никто не ведёт. Да и в российском законодательстве сам термин «домашнее насилие» пока не закреплён. Между тем, как утверждают общественники, проблема существует как в регионе, так и в России в целом, и она очень серьёзная. Косвенно об этом свидетельствует и то, что в центрах помощи жертвам домашнего насилия не бывает пустых мест.

Что такое домашнее насилие?

Специалисты определяют домашнее или бытовое насилие как неприемлемое поведение одного члена семьи по отношению к другому. Степени этого поведения могут быть разные – от унижающих слов, необъяснимых запретов до систематических побоев и истязаний жертвы. Распространённая ситуация, когда муж против, если жена хочет встретиться с друзьями или запрещает супруге дома разговаривать с подругами по телефону.

Принято выделять физическое, сексуальное и психологическое насилие. Причём каждый из этих видов или их сочетание, что бывает нередко, может закончиться трагически. Жертвой домашнего насилия может оказаться любой член семьи, но всё же чаще всего страдают женщины и дети.

Откуда растут корни зла и что может сделать общество в борьбе с бытовым насилием? Как женщине понять, что с ней происходит именно это, и где искать помощь и защиту? Почему традиционная патриархальная семья и домашнее насилие несовместимые понятия?

«Когда маму хоронили, Пашка молча шёл за гробом»

Увы, принцип «не лезть в чужую семью», по которому привыкло жить российское общество, нередко заканчивается трагически.

– Когда я был маленьким, у нас во дворе был мальчик Пашка, лет 4–5. Матерился этот малыш, как взрослый мужик, и даже дети повзрослее его побаивались, – рассказывает руководитель Центра защиты материнства и детства «Ангел-Хранитель» Илья Пилюгин. – У Пашки был отчим, который поколачивал его мать. Их ругань и крики избитой женщины периодически слышал весь дом. Но… никто не вмешивался. Говорили: «Муж и жена – одна сатана», «Сегодня поругались – завтра помирятся». А однажды из квартиры Пашки вынесли гроб, в котором лежала его мама. Собрался весь двор, многие женщины плакали… Пашка не плакал, молча шёл за гробом.

Нет закона, не ведётся статистика

Как мы уже сказали выше, в российском законодательстве отсутствует такой термин, как домашнее насилие. Обсуждение законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия» (его текст размещён на сайте Государственной Думы) ведётся уже несколько лет. За это время поступило свыше десяти тысяч предложений. Одни считают, что проект закона слишком мягок и либерален по отношению к насильникам. Другие выступают противниками самой идеи отдельного законопроекта, считая, что все статьи, регулирующие подобные составы преступлений, уже есть в Уголовном кодексе — истязание, побои, угроза убийством. А принятие отдельного закона может стать ещё одним шагом к разрушению семьи.

Сегодня вместо термина «домашнее насилие» в российской правовой системе используется понятие «преступления насильственного характера, совершённые на бытовой почве». Например, по данным ГУ МВД по Воронежской области, за 11 месяцев 2020 года в регионе совершено 1834 преступления насильственного характера, из них на бытовой почве 532, из которых в отношении женщин – 228, в отношении мужчин – 291, в отношении детей – 13. Но это может быть как драка с поножовщиной в квартире одного из собутыльников, так и многолетнее психологическое и сексуальное насилие, однажды закончившееся убийством (или самоубийством) жертвы.

Как считают правозащитники, не способствовало борьбе с домашним насилием и то, что несколько лет назад такие дела (если последствия инцидента не были тяжкими) перевели в категорию частного обвинения. То есть правоохранительные органы не ведут по ним дознания, а жертва должна сама предоставлять доказательства побоев. Сегодня по предложению Верховного суда дела «домашних насильников» должны вернуть в категорию частно-публичного обвинения. То есть полиция должна будет принимать заявление женщин о побоях, вести дознание и в случае подтвердившихся фактов возбуждать уголовные дела.

«Слово к делу не пришьёшь»

Наказание за побои в Уголовном кодексе РФ регламентирует статья 116. Если человеку нанесли хотя бы несколько ударов, в результате которых появились синяки, царапины либо другие подобные телесные повреждения, это считается побоями. Если видимые телесные повреждения отсутствуют, доктора записывают жалобы жертв и смотрят их реакцию на пальпацию (ощупывание). Также ответственность по статье 116 накладывается, если супруг заламывал руки жене, пытался её удушить, вырывал волосы и прочее (до двух лет лишения свободы).

Если вред здоровью незначительный, виновника могут привлечь по статье 115 УК РФ. Наказание может быть как в виде исправительных работ до полугода, так и до двух лет лишения свободы.

Статья 117 УК РФ предусматривает ответственность насильника в случае совершения истязаний – под этим понимаются регулярные побои и издевательства (до трёх лет лишения свободы).

Юристы советуют сразу же зафиксировать побои, обратившись в травмпункт или больницу. Предоставленная медиками справка станет основанием для возбуждения уголовного дела, если побои сильные, или послужат доказательством в суде, если здоровью женщины причинён лёгкий вред.

А вот доказать факт психологического насилия женщине будет гораздо труднее. Тем более что, по словам психологов, на первой стадии домашнего насилия женщины даже не всегда сами понимают, что с ними происходит именно это. Впрочем, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, а также угроза насилием уголовно наказуемы. Максимальная санкция, предусмотренная за это деяние, — лишение свободы на срок до 2 лет.

Где найти убежище

В Воронеже действуют три приюта для женщин, пострадавших от домашнего насилия или оказавшихся в другой кризисной ситуации. В частности, их готовы принять в Центре социальной помощи семье и детям «Буревестник» (ул. Ворошилова, 14), в Центре защиты материнства и детства «Ангел-Хранитель» (ул. Шишкова, 65) и в православном центре при храме в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Московский проспект, 31б).

Сотрудники центров помогут задокументировать факт побоев, окажут психологическую и юридическую помощь. Каких-либо специальных документов для того, чтобы получить помощь и временное убежище, не требуется. Более того, здесь при необходимости могут помочь восстановить утерянный паспорт, свидетельство о рождении детей, другие бумаги.

Время, которое женщина может находиться вместе с детьми в таких центрах, у всех разное. Например, в «Ангеле-Хранителе» три месяца.
За это время женщина, как правило, успевает прийти в себя и решить — будет ли она продолжать так называемые деструктивные отношения.

Кстати, сегодня супруги, оказавшиеся на грани развода, могут обращаться не только к адвокатам, но и к медиаторам (специалистам по досудебному регулированию споров). Нередко медиаторы помогают супругам не просто развестись, но и решить проблемы, сохранив семью или, по крайней мере, человеческие отношения друг с другом в интересах детей.

«Главный признак насилия – чувство страха»

Домашнее насилие стало темой обсуждения на «круглом столе», организованном в феврале Гильдией аналитических журналистов и Воронежским областным Домом журналистов

Анна Гурина, руководитель Института практической психологии «Терра»:

– Как понять, что вы стали жертвой домашнего насилия, если дело ещё не дошло до систематических побоев? Главный признак – чувство страха. Если вам страшно обсуждать с супругом какие-то вопросы, страшно сделать что-то, потому что он не одобрит такое решение и будет ссора – вам уже стоит насторожиться. Если разговоры часто заканчиваются скандалами, стоит по возможности обратиться к психологу или побеседовать с родными, друзьями. Так станет понятнее, как быть дальше.

Отец Александр Шишкин, председатель отдела по вопросам семьи, защиты материнства и детства, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»:

– Некоторые люди пытаются оправдать домашнее насилие словами о традиционных устоях патриархальной православной семьи. Но эти два понятия не имеют между собой ничего общего. Муж – это защитник, а не тиран, он не может поднять руку на свою вторую половину. Хочу сказать женщинам, если у них нелады в семье, их бьёт муж – можно подойти к любому священнику в любом храме Воронежской области и попросить о помощи.

Ангелина Севергина, руководитель проекта «Единый кластер НКО по работе с проблемой домашнего насилия»:

 – Отдельно статистику по домашнему насилию никто не ведёт. Вот и получается, что нет цифр, вроде бы нет и проблемы, но она есть. Поэтому мы и решили создать колл-центр, куда за помощью могут обратиться жертвы домашнего насилия. Сейчас проходят организационные процедуры.

 

Уважаемые читатели! Телеканал «ТV Губерния» недавно запустил проект по теме домашнего насилия. Если вы попали в подобную ситуацию и готовы рассказать о своей проблеме в эфире, пишите на e-mail: pavo_golosa@dfvrn.ru. Ваш опыт может помочь другим женщинам!

Ольга СЕМЁНОВА

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,25864005088806