Воронеж ясно +21°
USD
92.51
EUR
98.91
Предложить новость
Прямой эфир

Три года платным парковкам в Воронеже: какую пользу они принесли городу

19:40 28.10.2021
17 мин
0
1131

Системе платных парковок в центре Воронежа три года. За это время менялись условия работы и оплаты данного сервиса. Ширились ряды льготников, освобождённых от платы за парковку. Разгорались скандалы. Возникали судебные разбирательства. Чем в итоге стали для горожан платные парковки? Насколько прижились? В какой мере соответствуют первоначальному проекту? Во всём этом разбиралась «TV Губерния».

Эра платных парковок началась в Воронеже 1 октября 2018 года. Запустила проект белгородская компания ООО «Городские парковки». Анонсировалось новшество как эффективный инструмент, управляющий пропускной способностью городских улиц. Прямую выгоду от проекта сулили всем — пешеходам, общественному пассажирскому транспорту, автомобилистам и в целом городской экологии. Якобы парковки помогут избежать хаоса на главных улицах, заставленных машинами с утра и до вечера. В пример приводились крупные города — Нижний Новгород, Казань, где подобную систему уже опробовали и получили ожидаемый эффект. Поясняли, что теперь у автовладельцев будет возможность оставить транспорт в специальных парковочных зонах и оплатить услугу здесь же на месте с помощью паркомата.

Познавали опытным путём

Сеть парковок раскинулась на 52 улицах в центре Воронежа: от улицы 20-летия Октября до улицы Мира, от проспекта Революции до улицы Кольцовской. Правда, вместо обещанных 6000 парковочных мест их оказалось значительно меньше (по мнению экспертов, около 300). Режим работы платных парковок определили с 8.00 до 20.00. Стоимость одного часа пользования услугой составила 40 рублей (первые 15 минут при этом бесплатные). За неоплату стоянки штраф — 1,5 тысячи рублей. Тут же автовладельцам предложили приобрести суточный, месячный или годовой абонемент.

Пользу от затеи предстояло познать опытным путём. И первые шаги показали, насколько она сомнительна — несколько месяцев автовладельцы упражнялись в оплате сервиса через паркоматы. Техника давала сбой, приложения на смартфоны не скачивались. В результате люди нервничали — ломали терминалы или просто отказывались платить за парковку. Уже к началу декабря стоянку не оплатили более 10 тысяч раз. Нарушителей выявляли с помощью фотофиксации, затем запрашивали данные об автовладельцах в ГИБДД. Однако сотрудники Госавтоинспекции отказывались передавать эти сведения административным комиссиям, ссылаясь на то, что по закону не имеют на это права. В итоге штрафы не оплачивались, и в дальнейшем были оспорены в судах.

Парковочная эпопея

После года работы парковок Институт общественного мнения «Квалитас» провёл опрос воронежцев и выяснил, что мало кто одобряет нововведение — «за» платные парковки высказалась лишь пятая часть всех опрошенных. Тем не менее только за один год общий оборот системы составил 86 млн рублей.

Критика в адрес платных парковок летела и от экспертов. Региональное отделение общественной организации «Город и транспорт» обвинило сервис в дороговизне. Кроме того, общественники постоянно напоминали о том, что внедрение платных парковок происходило под лозунгом развития дорожной инфраструктуры и улучшения работы городского пассажирского транспорта. В этой части изменения происходили очень медленно и обычному горожанину были практически незаметны.

Водители, в свою очередь, реагировали на парковочную эпопею по-разному. После того как штрафы всё-таки узаконили, многие стали дисциплинированно вносить плату за парковку. Но были и остаются те, кто не готов этого делать ни при каких обстоятельствах. Они демонстративно заклеивают или вовсе снимают номера авто (можно ли за это привлечь водителя к ответственности — читайте в рубрике «В тему»). Паркуются во дворах и регулярно жалуются на данный сервис в соцсетях. Порой, кстати, вполне обоснованно. Например, когда прошлой зимой после сильных снегопадов коммунальщики завалили парковки сугробами, и в некоторых случаях люди просто не могли оттуда выбраться. Увы, многие жалобы горожан остались неуслышанными. Но некоторых послаблений всё же удалось добиться. Речь идёт о сокращении времени работы платных парковок на один час — до 19.00, бесплатного часа парковки около медицинских и детских учреждений, льгот для ряда категорий граждан — освобождения от оплаты парковок для многодетных семей, ветеранов боевых действий, ряда организаций и спецслужб.

За три года работы сервиса, по заверениям чиновников, темпы вынесения штрафов выросли в несколько раз. Сейчас неоплату парковок фиксируют автопатрули и камеры фотофиксации и от них, по заверениям чиновников, скрыться трудно. По мнению одних водителей, платные парковки выполнили свою основную функцию — разгрузили центр города от засилия машин. По мнению других — проект мало что изменил в сознании людей и в общей ситуации на дорогах Воронежа.

Мнение «за»

«Платные парковки приучают водителей к дисциплине»

Председатель Воронежского областного отделения Общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов» Николай Панков:

– Для центра большого города с таким количеством машин платные парковки — неизбежность. По-другому не получится, иначе автомобили будут стоять здесь плотной стеной. Другое дело – есть узкие улицы, где с трудом умещаются по две полосы в каждую сторону. А туда ещё дорисовали парковки. Это затрудняет движение и создаёт пробки. Что касается идеи пересадить автовладельцев на городской пассажирский транспорт, полагаю, он ещё не настолько комфортен, чтобы человек из иномарки пересел и не ощутил огромной разницы. Тем более есть вопросы с соблюдением графика движения. Здесь примером может служить Москва, где с этим как-то справились. Тем не менее парковки помогают решать серьёзную задачу — приучают автомобилистов к дисциплине. Надо работать над урбанизацией, чтобы народ чаще пользовался общественным транспортом хотя бы при посещении центра города.

 

Мнение «против»

«Изначально проект был сырым»

Председатель «Комитета по защите прав автомобилистов» Николай Киселёв

– Платные парковки однозначно не оправдали ожиданий. В нормативных документах было сказано, что основная их задача — повышение безопасности движения и пропускной способности дорог. Что мы видим? Народ бьётся, пробки в Воронеже стали ещё больше. Всё из-за того, что изначально проект был сырым, а инфраструктура под него — неподготовленной. В центре города полно офисов, крупных предприятий, где людям негде ставить машины. Для них власть обещала 6000 мест на бесплатных социальных многоуровневых парковках. И если такое обещание не выполняется, а городу навязывается чей-то бизнес-проект, результат предсказуем. Что можно сделать, чтобы докрутить проект? Увеличить строку финансирования обустройства городской транспортной инфраструктуры. Сюда относятся многоуровневые развязки, бесплатные парковки — всё, что планировалось изначально.

Вам слово

«Положительные сдвиги есть»

Гражданский активист Виталий Иванищев:

– Три года назад запустили проект платных парковок. Но де-факто проект дорабатывали напильником ещё очень долго, да так и недоработали. Предполагалось, что воронежцы будут оплачивать почасовую таксу или покупать абонементы, а нарушители получат штраф. По факту это не работает. Потому что суть наказания не в величине штрафа, а в его неминуемости. Сегодня мы можем поставить автомобиль на несколько часов и даже на несколько дней в парковочное пространство, а штраф всё равно не придёт. Выходом стало бы создание муниципального оператора платных парковок, который был бы заинтересован в контроле за парковочным пространством, но никому нет до этого дела. А концессионное соглашение закончится через 7 лет, и рано или поздно что-то делать всё равно придётся! Есть ли плюсы? Небольшие есть. У нас появилась чёткая зона парковки, знаки, разметка, парковка стала более упорядоченной. Сознательных горожан хватает, поэтому небольшие положительные сдвиги по сравнению, скажем, с 2017 годом есть. Но это совсем не то, что мы ждали от этого проекта.

«Люди не хотят платить, и всё тут»

Водитель такси Анатолий Корнев:

– По моим наблюдениям, платными парковками в основном пользуются те, кто рядом с ними работает. Около моего дома на улице Кольцовской это нотариусы и деректора ближайших магазинов. Остальные автовладельцы продолжают загонять машины к нам во двор. Или пытаются припарковаться на газонах, пешеходных тротуарах, бросают авто на проезжей части. Номера по-прежнему закрывают листочками и масками. А места свободные на платных парковках есть. Видимо, просто не хотят люди платить — не привыкли, и всё тут.

«Парковки есть, а мест нет»

 Логопед Наталья Задыхина:

– К платным парковкам у меня неоднозначное отношение. С одной стороны, хорошо, что они есть в центре города. Однако обидно, что днём в центре города найти свободное парковочное место точно там, где тебе нужно, очень трудно. То есть платные парковки есть – а мест, где бы вы могли оставить свой автомобиль даже за собственные деньги, нет. И не совсем понятно, почему платные парковки принадлежат не мэрии, а какой-то частной фирме, да ещё и не воронежской. Хотелось бы, чтобы местные власти больше контролировали платные парковки.

 

Можно ли наказать водителя за заклеенный номер?

Как оказалось, привлечь к административной ответственности и наказать автовладельца за нечитаемый номерной знак на стоящем автомобиле практически невозможно. Административная ответственность применяется лишь в том случае, если водитель ехал и его остановил инспектор (исключение — заведомо подложные номера, за установку которых могут выписать крупный штраф по ч. 3 ст.12.2 КоАП РФ). А вот если он припарковался и скрыл номер, то оштрафовать его за это нельзя.

Ещё полтора года назад проблема решалась вручную — пешие инспекторы «Городских парковок» отклеивали листочки и фотографировали номера нарушителей. Затем Верховный суд разъяснил, что фиксация должна быть только автоматической. После этого пешие патрули с улиц города исчезли. Остались автопатрули и стационарные камеры.

Цифра

Более 41 млн руб. получил городской бюджет за всё время работы платных парковок.

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,24866676330566