Воронеж переменная облачность +21°
USD
92.51
EUR
98.91
Предложить новость
Прямой эфир
13:50 23.05.2022
11 мин
0
419

«Прям в гущу детей сбросили бомбу». Воспоминания ветерана, который чудом выжил во время бомбёжки Воронежа

13:50 23.05.2022
11 мин
0
419
Ветеран Митрофан Москалёв. Автор фото: Виталий Гаркуша

Во время Великой Отечественной войны Воронеж оказался почти полностью разрушен. Но вражеские бомбы не только уничтожали здания — они убивали людей. Одно из самых кровавых преступлений  фашисты совершили 13 июня 1942 года. Тогда нелюди бомбили воронежский сад Пионеров, в котором собрались сотни детей. Чудом уцелевший Митрофан Москалёв — свидетель трагедии. Он поделился с «Коммуной» воспоминаниями о том страшном дне и рассказал, как затем участвовал в разминировании освобождённого Воронежа.

«Сигнала воздушной тревоги не было»

В 1942 году 13-летний  Митрофан Москалёв (сейчас ему 92 года) жил в Воронеже на проспекте Революции. Неподалёку от его дома, за гостиницей «Бристоль», находилось любимое место отдыха — сад Пионеров. Его территория  располагалась между проспектом Революции и улицей 11 мая (современной Театральной). В саду были эстрада для концертов, фонтан, разные аттракционы и площадки для спортивных игр. С началом войны сад по-прежнему привлекал детей. 

13 июня 1942 в саду Пионеров устроили слёт активных пионеров и школьников по случаю окончания учебного года. На праздник собралось несколько сотен детей со всего города и даже области. В 18 часов начался праздничный концерт, в котором принимали участие Митрофан и его старшая сестра Полина. Перед сценой в саду расселись зрители.

– Шёл концерт, – вспоминает  Митрофан Москалёв. – Мы развлекали детей. Я играл в оркестре на ударных инструментах, сестра пела в хоре. Спустя немного времени после начала концерта пролетел самолёт. Не было никакой тревоги, ничего. И прямо в гущу детей сбросили бомбу.

По словам ветерана, всего на центр города тогда было сброшено 5 бомб. Одна угодила в расположенную рядом редакцию «Коммуны». Вторая — в сад у Дома Красной Армии, где тоже шло какое-то массовое мероприятие. Ещё по бомбе немецкий лётчик сбросил на два городских зверинца. Рёв испуганных и раненых зверей разнёсся по окрестным улицам. Но самые страшные последствия принесла бомба, попавшая в сад Пионеров.

– Мы с сестрой были на эстраде, – продолжает рассказ очевидец трагедии.— И только поэтому остались живы. Нас снесло взрывной волной. Когда очухались, посмотрели – что там творится! Куски тел на деревьях висят, и ноги, и руки …

Жертвами бомбы стали десятки школьников. Точное количество убитых и раненых установить до сих пор не удалось…

«Живи, сынок!»

После 13 июня налёты вражеской авиации на Воронеж стали постоянными. Немцы забрасывали город зажигательными бомбами. Митрофана в числе других подростков мобилизовали на тушение бомб. Ребятам раздали длинные металлические щипцы и брезентовые рукавицы. На всех чердаках и во дворах установили ящики с песком и бочки с водой. Горящую с шипением бомбу надо было схватить щипцами и потушить.

Бомбёжки становились всё чаще, немцы приближались к Воронежу. 3 июля в городе объявили эвакуацию. Москалёвы договорились вместе с родственниками уходить в Боровое. Но тётя Митрофана со своими тремя маленькими детьми из города так и не уехала. Тогда три подростка — Митрофан, его двоюродный брат и 17-летний дядя — отправились обратно в Воронеж. Улица Кольцовская была засыпана зерном из разрушенного элеватора. Навстречу ребятам шли отступающие красноармейцы. Совсем рядом были немцы. Оказалось, что тётка осталась дома, поскольку верила в приказ Сталина не сдавать Воронеж. Мальчишки убедили женщину уходить и помогли нести вещи. Это было 6 июля, а 7 немцы уже заняли правый берег.

В Боровом Москалёвы прожили до ноября, а затем их вывезли оттуда в село Верхнюю Байгору Верхнехавского района. Там и узнали об освобождении Воронежа.

– 25 января утром мы собрались идти в Воронеж, – рассказывает Митрофан Москалёв. – А у меня обувки не было. Маме подарили лапти, которые она надела мне на ноги, обмотанные тряпками. Трое суток мы шли домой. В Бабяково у меня растрепались эти лапти — опять идти не в чем. И нет даже тряпок, чтобы обмотать ноги…В это время мимо шла колонна солдат. Один выбегает, снимает вещмешок, достаёт такие громадные американские подкованные красные ботинки . Похлопал меня: «Живи, сынок!». Я его всю жизнь помню.

«Погибал примерно каждый пятый»

В Воронеже Митрофан вместе с братом и дядей пошли искать военкомат, чтобы попасть в армию. В чудом сохранившемся особнячке на углу Комиссаржевской  и Никитинской нашли военную комендатуру. Военком сказал: «Вот когда 18 будет, тогда и приходите», – вспоминает ветеран. – А рядом стоит капитан и говорит: « Отдай их мне» .

— Что ты с ними будешь делать? Они еле на ногах стоят, дистрофики…

— Подкормим.

И за это слово мы пошли с ним.

Капитан привёл ребят на курсы минёров. Митрофана не хотели брать даже несмотря на то, что  прибавил себе 2 года. Но оказалось, что мальчишка отлично знает устройство миноискателя — учил его в кружке при Дворце пионеров. Так 14-летний Митрофан Москалёв остался в отряде разминирования.

После двухнедельного обучения ребят  разбили на пятёрки. Во главе каждой поставили взрослого сапёра. И минёры приступили к работе. Три раза обследовали весь Воронеж. Сначала очищали улицы от мин, чтобы проходили войска и техника. Потом  проверяли здания. Находили, обезвреживали, собирали мины. Некоторые взрывные устройства немцы маскировали под вещи или детские игрушки. Если мину не могли обезвредить, осторожно сносили в разбитый дом, поджигали и уходили. Иногда минёры подрывались. По словам Митрофана Москалёва, в среднем погибал каждый пятый.

Когда Воронеж был разминирован, пошли по направлению на Острогожск, продолжая по пути выполнять свою работу. Осенью 1944-го опасная служба в команде разминирования закончилась. Митрофан Москалёв вернулся в родной Воронеж. Вот уже много лет подряд 13 июня он приходит на место бывшего сада Пионеров и вспоминает самый страшный день своего детства…

В ТЕМУ

В Воронеже появится памятник детям, погибшим в саду Пионеров 

После войны территорию сада Пионеров застроили жилыми домами. Чтобы сохранить память о трагедии, на улице Театральной в 1992 году установили гранитный камень с бронзовой доской. В июне, к 80-летию гибели детей, на этом месте установят более масштабный памятник.

Композиция из бронзы будет изображать скамью под разорванным от взрыва деревом. На сиденье скамьи скульптор изобразил игрушечного медвежонка и брошенный платок, а у основания — корзинку с пирожками. Планируется, что с обратной стороны скульптуры появится текст стихотворения Роберта Рождественского «А мы не стали памяти перечить…».

Уменьшенную копию монумента накануне празднования Дня Победы Митрофану Москалёву вручил глава города Вадим Кстенин.

Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,23177909851074