22:00  "Легенды спорта"
 22:30  "Документальное кино"
 22:45  "И никто другой"
 00:15  "Живые символы планеты"
 00:45  "Легенды спорта"
 01:15  "Заметные люди"
 02:00  "Вечер вместе"
 02:30  «Губернские новости»
 02:45  "Здоровая среда"
 03:45  "Открытая наука"
22:00  "Легенды спорта"
22:30  "Документальное кино"
22:45  "И никто другой"
00:15  "Живые символы планеты"
00:45  "Легенды спорта"
01:15  "Заметные люди"
02:00  "Вечер вместе"
02:30  «Губернские новости»
02:45  "Здоровая среда"
03:45  "Открытая наука"
Игорь Селютин: «При любой проверке наша задача понять причину проблем»

Коммуна
Наше радио
КОРОНАВИРУС
Спецпроекты
Реклама на «TV Губерния»

Игорь Селютин: «При любой проверке наша задача понять причину проблем»

Председатель Контрольно-счетной палаты области подвел предварительные итоги годовой работы
1098
Игорь Селютин: «При любой проверке наша задача понять причину проблем»

Бюджетные расходы постоянно привлекают внимание общественности – туда ли пошли деньги, правильно ли потрачены и так далее. Ответы на эти вопросы может дать председатель Контрольно-счетной палаты Воронежской области Игорь Селютин. Который в беседе не только подвёл предварительные итоги 2020 года, но и опроверг некоторые стереотипы.

Проверки на фоне пандемии

– 2020 год был во всех отношениях необычным. Пандемия коронавируса как-то отразилась на деятельности КСП? Изменился ли формат вашей работы?

– Безусловно, пандемия оказала влияние на все сферы нашей жизни. Вместе с тем в современном мире происходит множество стремительных изменений, связанных не только с пандемией. И невозможно быть эффективным без быстрой адаптации к меняющимся реалиям. Скажу, что перестраивать свою деятельность мы начали еще до начала ограничительных мероприятий. Внедрялись цифровые технологии и дистанционный аудит, усиливалась аналитическая составляющая работы, в том числе применение современных видов аудита – аудита эффективности и стратегического аудита.

А ситуация с коронавирусом только ускорила процесс нововведений. Современный уровень цифровизации позволяет проводить проверки по большей части удаленно. Значительная часть документов поступает к нам в электронном виде, проверяется и анализируется на месте. На объекты мы выезжаем уже четко зная, что и где посмотреть и проверить дополнительно. Это сокращает период пребывания в проверяемых организациях, позволяет увеличить количество объектов контроля и сделать наши выводы более объективными.

Поэтому можно сказать, что коронавирус не оказал значительного влияния на работу КСП. Конечно, количество мероприятий для снижения нагрузки на объекты контроля пришлось несколько сократить (с 61 в 2019 году до 52 в 2020 году), но увеличилась их глубина и аналитическая составляющая.

– А количество выявленных нарушений и недостатков при освоении бюджетных средств сократилось?

– Окончательные итоги работы за 2020 год мы будем подводить в начале 2021 года, так как некоторые проверки еще находятся на стадии завершения. Но уже по предварительным данным видно, что количество выявленных нами нарушений и недостатков увеличится и превысит 5 млрд рублей (в 2019 году за весь период было 4,8 млрд).

– Чем же вызван рост?

– Причиной роста выявляемых проблем является применение комплексного подхода к мероприятиям, а также риск-ориентированного подхода к планированию и проведению проверок. В качестве основных факторов риска мы используем, например, значительный объем выделенного финансирования, неисполнение расходов в отчетном периоде, недостижение результата использования средств, правовую неурегулированность деятельности объектов контроля, наличие обоснованных жалоб и негативных отзывов и ряд других.

Но подчеркну, что выявление нарушений законодательства не является главной целью деятельности палаты как органа внешнего государственного финансового контроля. При проведении проверок мы ориентируются не только на оценку законности расходования бюджетных средств, но и на анализ эффективности использования государственного имущества и финансовых ресурсов. Наша работа направлена на оказание содействия органам власти в социально-экономическом развитии региона и повышении качества жизни граждан.

Именно поэтому при составлении плана на год мы стараемся выбрать наиболее важные вопросы, волнующие жителей. Например, в 2020 году мы затронули такие проблемы как содержание автомобильных дорог, поддержка предпринимательства и сельского хозяйства, предоставление услуг в многофункциональных центрах, благоустройство общественных территорий, создание мест в детских садах, обращение с твердыми коммунальными отходами и ряд других.

Были выбраны сферы и с наибольшими рисками нарушений и недостатков: в 2020 году был продолжен анализ незавершенного строительства области. Естественно, в план работы на 2020 год были включены мероприятия, связанные с проверкой использования средств, направленных на борьбу с коронавирусом. И, конечно, важнейшим направлением нашей деятельности является мониторинг реализации на территории региона национальных проектов.

От ТКО до МФЦ

– И каковы же предварительные итоги вашей работы по этим направлениям?

– Например, была решена проблема работы медицинских кабинетов во вновь построенных и приобретенных зданиях дошкольных учреждений: приняты меры для ускорения получения лицензий на осуществление медицинской деятельности и начала мероприятий по охране здоровья воспитанников детских садов.

Приняты меры по предотвращению незаконного использования более 20 млн рублей, направляемых в нарушение закона о контрактной системе  на оплату завышенных объемов или невыполненных строительных работ в рамках нацпроектов.

Произведены доначисление и выплата около 2 млн рублей стимулирующих надбавок медработникам, сотрудникам учреждений соцзащиты и образования в рамках борьбы с распространением коронавируса.

Удалось добиться улучшения работы МФЦ, повысить уровень его цифровизации, создать дополнительные окна, организовать выездное обслуживание, увеличить количество услуг, оказываемых через МФЦ.

Бегло перечислю другие наши итоги:

  • повышение эффективности использования коммунальной техники в районах области;
  • усиление контроля за незаконно установленными рекламными конструкциями;
  • проведение работы по увеличению неналоговых доходов облбюджета от аренды земельных участков;
  • рост количества субъектов малого предпринимательства, которым оказана государственная поддержка;
  • устранение нарушений в учете объектов незавершенного строительства, оформление правоустанавливающих документов на часть построенных объектов, числящихся в составе незавершенных более 12 месяцев;
  • составление графика обследования мостовых сооружений и паспортизации дорог области;
  • ведение работы по устранению проблем в сфере обращения ТКО.

Впрочем, подробные результаты работы будут изложены в нашем отчете о деятельности за 2020 год, который в соответствии с законодательством предоставляется в Воронежскую областную думу и публикуется на нашем сайте.

– В каких отраслях нарушения бюджетного законодательства встречаются чаще всего? И с какими именно нарушениями более всего сталкиваются аудиторы?

– Нарушения, связанные с использованием государственных ресурсов выявляются во всех отраслях. Если говорить о видах нарушений, то это нецелевое и неэффективное расходование средств, нарушения бухгалтерского учета и законодательства о закупках, проблемы при управлении государственной собственностью и другие.

Знание – сила

– По вашему мнению, в чем природа таких нарушений: в коррупции, в слабом знании законодательства, в сложности исполнения законов, в чем-то другом?

– Думаю, что нарушения допускаются по причине недостаточно оперативного реагирования чиновников на изменения нормативной базы, незнания законодательства, недостаточного контроля за использованием средств, а также из-за нежелания комплексно оценить возникающие проблемы.

Нашими инструментами устранения нарушений является направление представлений и предписаний. За 11 месяцев их направлено 92 единицы.

Также с 2019 года мы широко применяем административную практику. За 2019 год был составлен 31 протокол, сумма административных штрафов составила 405 тыс. рублей, за 11 месяцев 2020 года – 45 протоколов с суммой штрафов 480 тыс. рублей.

При выявлении нарушений законодательства в сфере закупок КСП направляет материалы в ФАС. За 11 месяцев 2020 года в антимонопольную службу передан 21 материал.

Если же мы выявляем факты незаконного использования средств, в которых усматриваются признаки преступления или коррупции, то материалы незамедлительно передаются в правоохранительные органы.

– Сколько таких материалов было передано в 2020 году? И к каким последствиям это привело?

– Шесть материалов мы передали: по нарушениям условий использования субсидий крестьянско-фермерскими хозяйствами, нецелевому расходованию бюджетных средств, нарушениям при ведении бухгалтерского учета и ведении финансово-хозяйственной деятельности.

Все они проверены, приняты соответствующие решения. На сегодняшний день в производстве правоохранительных органов находится два уголовных дела по фактам растраты бюджетных средств одной из организаций, а также завышения сметной стоимости и несоответствия выполненных работ условиям контрактов при строительстве и реконструкции объектов.

– Как реагируют на результаты деятельности КСП в правительстве области и областной думе?

– Усиление взаимодействия с правительством и региональным парламентом - наша ключевая задача. Сотрудничество с органами власти, совместная выработка направлений решения проблем является необходимым условием нашей эффективности.

Результаты наших проверок доводятся до сведения губернатора Александра Гусева, обсуждаются на мероприятиях, проводимых областной думой и региональным правительством. Количество информационных писем, направляемых исполнительным органам госвласти и органам местного самоуправления в 2020 году, возросло на треть.

– А что делается в КСП для реализации принципа гласности?

– Гласность является одним из основных принципов нашей деятельности, поскольку предполагает доведение результатов работы до широкой общественности. Самое важное в том, что гласность повышает открытость работы региональных властей и «дисциплинирует» их.

Мы постоянно работаем над этим. Результаты наших проверок освещаются не только на официальном сайте, но на созданных в 2019 году страницах в социальных сетях Instagram, «ВКонтакте», «Одноклассники», «Фейсбук».

Для повышения качества проверок и обратной связи КСП регулярно проводит опросы граждан по тематике проводимых мероприятий, что позволяет выявить наиболее проблемные вопросы уже при подготовке к проверке.

Для информирования общественности о реализации на территории региона нацроектов на сайте поддерживается ведение соответствующей панели, на которой приведен перечень всех региональных проектов и их характеристика по нескольким направлениям (паспорта, результаты, в том числе в разрезе муниципальных образований, финансирование). В 2021 году планируем создать на этом ресурсе новые разделы, рассматриваем возможность визуализации данных, планируется и усиление взаимодействия с гражданами. Кроме направления обращений, хотим предусмотреть возможность предоставления нам фотоматериалов, характеризующих реализацию проекта, в том числе текущее состояние объектов строительства и реконструкции. Эти фотографии мы также будем размещать на панели.

Взгляд со стороны

– Главная функция КСП, как я понимаю, все-таки не карательная. В ходе контрольных мероприятий и по итогам проверок палата дает рекомендации по исправлению недостатков? Как часто возникает необходимость в подобных рекомендациях?

– Действительно, наша главная задача не найти нарушения и наказать, а  содействие органам власти в повышении уровня социально-экономического развития области. В отличие от других контролирующих органов КСП не входит в структуру исполнительных органов власти, что предоставляет нам возможность оценивать ситуацию, что называется, «со стороны», давать независимые суждения, анализировать проблемы межведомственного взаимодействия, выявлять резервы повышения эффективности использования государственных ресурсов.

В этом смысле мы являемся, скорее, партнерами правительства.

Рекомендации по устранению недостатков и проблем в использовании государственных ресурсов даются практически после каждой комплексной проверки.

Например, после проведения аудита эффективности использования средств, направляемых на содержание дорог, нами были даны рекомендации по составлению графика паспортизации дорог. Паспортизация позволит получить полную актуальную информацию о состоянии дорог и направлять бюджетные средства в первую очередь на те объекты, которые больше нуждаются в ремонте.

Вообще при любой проверке наша задача  понять причину проблем и дать какие-то инструменты, чтобы причины были устранены, и эффективность деятельности выросла. Скажу, что за время своей работы в КСП я еще ни разу не сталкивался с проверкой, по итогам которой не требовались бы наши рекомендации. Соответственно, и каждый сотрудник КСП нацелен на то, чтобы не просто выявить нарушения, а проанализировать ситуацию, выявить причины и дать предложения по исправлению.

Миссия КСП в том и состоит, чтобы содействовать законному и эффективному управлению государственными ресурсами. Что, в свою очередь, позволит повысить качество жизни населения.

– Приходится ли сталкиваться во время проверок с сопротивлением чиновников?

– Абсолютно нет. Мы же  делаем одно дело, и цели у нас одни — наиболее эффективно управлять государственными имуществом и финансами.

– Я почему спрашиваю: у обывателя сложился стереотип — каждый распорядитель и получатель бюджетных средств непременно старается словчить, чтобы положить что-то себе в карман.

– Стереотип совершенно, по моему убеждению, не соответствует реальности. Сейчас деятельность любого органа власти предельно открыта. Любой гражданин может изучить детали любой госзакупки. И не надо видеть в госслужащем врага, который только и думает, где украсть. Выявляемые нами нарушения свидетельствуют, как правило, не о злом умысле, а о нехватке квалификации. Бывает, что человек просто не успевает уследить за изменениями в законодательстве.

– Как формируется ваш план работы?

– В соответствии с законодательством КСП формирует свой план самостоятельно. При этом мы применяем риск-ориентированный подход, о котором я говорил выше. Обязательному включению в план подлежат только поручения областной думы и предложения губернатора.

– Обращаются ли к вам правоохранительные органы с просьбой провести проверку?

– При формировании плана мы обращаемся и к полиции, и к прокуратуре, и к другим федеральным ведомствам с просьбой дать свои предложения. Мы эти предложения рассматриваем, сравниваем со своей информацией и определяемся — каким образом «заходить», какие объекты проверять и что это нам даст в конечном итоге. Уровень цифровизации позволяет оценивать, каким образом тратились раньше казенные ассигнования тем или иным получателем, какие у него прежде выявлялись нарушения и так далее. И выходя на объект мы уже практически знаем, куда нужно посмотреть внимательно и с чем столкнемся.

– Бывают случаи, когда к вам обращается муниципальный контрольный орган: дескать, помогите с проверкой, а то местный глава нам препятствует?

– Любой глава прекрасно понимает, что это бессмысленно. Кроме местного контрольно-счетного органа его можем проверить и мы, как получателя трансфертов из областного бюджета. А на нас он надавить не может, поэтому такие ситуации вряд ли возможны. Другое дело, что многие главы сами обращаются к нам, чтобы проверили дела в их районах.

– Как интересно. А зачем им это?

– Я вас заверяю: главы заинтересованы в том, чтобы выделенные деньги дошли до жителей их районов правильным образом и были потрачены максимально эффективно.

– Вы сказали, что ни одна проверка не обходится без выявления нарушений. А можете назвать отрасли, где доля нарушений минимальна?

– Я уже говорил, что мы применяем риск ориентированный подход, при котором выходя на проверку уже знаем, что столкнемся с нарушениями. А те направления или отрасли, где мы предполагаем, что нарушений нет – мы и не проверяем. Мы можем промониторить ситуацию и дать рекомендации, если нужно. А если у людей все хорошо складывается, зачем им мешать, зачем тратить ресурсы и время?


Герман ПОЛТАЕВ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

load time: 1611773367.9697