«У автошкол одна задача – заработать деньги»: как в Воронеже готовят будущих водителей
Количество аварий с участием начинающих водителей в Воронежской области растёт. На официальном сайте Госавтоинспекции опубликована статистика по ДТП, совершённым автомобилистами со стажем до двух лет.
Цифры тревожные. Так, за минувшие полгода в регионе произошло 85 таких аварий. Они унесли жизни восьми взрослых человек. Нередко по вине начинающих горе-водителей страдают дети – с начала года ранения на дорогах получили 25 несовершеннолетних воронежцев. К счастью, все они остались живы. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года по вине водителей со стажем до двух лет произошло 55 ДТП, в них погибли 4 взрослых и были ранены 10 детей.
В целом по стране аварии, жертвами которых становятся маленькие дети, происходят с пугающей частотой. Буквально несколько дней назад в Москве случилось очередное резонансное ДТП. Сидевшая за рулём иномарки 18-летняя Валерия Башкирова сбила на пешеходном переходе троих детей. Двое мальчиков 3 и 5 лет погибли, 9-месячная девочка остаётся в больнице с черепно-мозговой травмой. Предполагается, что в момент удара автоледи что-то читала в своём смартфоне и не смотрела на дорогу, по которой шли пешеходы. Нерадивую автомобилистку арестовали, ей грозит до 7 лет лишения свободы. При этом стало известно, что водительские права она получила в декабре прошлого года, то есть за 7 месяцев до смертельной аварии.
Почему автомобилисты, недавно получившие права, всё чаще провоцируют страшные аварии?
«TV Губерния» выяснила у экспертов, виноваты ли в этом автошколы, где дают недостаточно знаний и практики, или причина — в не опытности начинающих водителей и в том, что они сами несерьёзно относятся к обучению
«Инструкторы стоят в сторонке и щёлкают семечки»
Корреспонденты «TV Губернии» пообщались с нашей читательницей Марией Д., которая недавно окончила одну из воронежских автошкол. Впереди у неё – экзамен в ГИБДД, но сдавать его девушка не спешит. Говорит, тех практических навыков, которые ей дал инструктор по вождению, недостаточно для того, чтобы успешно «отстреляться» в Госавтоинспекции и получить права. Сейчас она занимается с частным инструктором, и каждый дополнительный полуторачасовой урок обходится ей в 800–1000 рублей.
– К занятиям по теории у меня претензий нет, – говорит Мария. – А вот уроки по вождению – это чистой воды профанация. Большую часть времени на автодроме мне приходилось ездить в одиночку. Инструктор стоял в сторонке и щёлкал семечки. Он не смотрел за тем, как я выполняю манёвры.
Получилось – хорошо, не получилось – сама разбирайся, что ты сделала не так. В город выезжал с большой неохотой. При этом каждый раз мы с ним ездили по одному и тому же маршруту – от его дома до автодрома. О том, чтобы научиться в пробке трогаться на подъёме, не откатываясь назад, проезжать кольца и сложные перекрёстки, и речи не шло. А самое неприятное – инструктор при малейшей ошибке на дорогах города орал, как потерпевший, и периодически бил меня по ногам. Тем самым вгонял меня в ещё больший стресс.
Перед тем как идти в ГИБДД, ученики сдают так называемый внутренний экзамен в автошколах. У Марии, по её словам, занятия закончились в мае, а экзамен по вождению ей назначили только в конце июня.
Я спросила в автошколе, почему так происходит. Ведь за месяц без регулярной практики можно напрочь всё забыть и провалить экзамен, – продолжает Мария. – На что мне открытым текстом сказали, что я могу забрать документы из школы и идти в Госавтоинспекцию хоть завтра.
Правда, для этого мне нужно «дать на лапу» 6 тысяч рублей. То есть в том, чтобы довести ученика до результата, в автошколе никто не заинтересован. У них одна задача – заработать деньги.
«Если один из десяти сдаёт экзамен с первого раза – это хорошо»
С первого раза внутренний экзамен в автошколе, по словам нашей читательницы, сдают единицы. Девушка уверена, что причина не только в не-качественной подготовке, но и в материальной выгоде – за каждую пересдачу ученики платят от 500 до 800 рублей. Не справляются начинающие автомобилисты и с экзаменами в Госавтоинспекции – в последнее время они их массово заваливают.
Так, по данным ГИБДД МВД России, сейчас только 13% кандидатов в водители сдают экзамены на права с первого раза. К слову, в ещё марте таких счастливчиков было в два раза больше.
В самих автошколах причину низких показателей видят в ужесточении правил сдачи экзаменов. Напомним, с 1 апреля нынешнего года отменили отдельный экзаменационный этап – автодром и объединили его с городом.
– Если один из десяти наших учеников сдаст экзамен с первого раза, то это хорошо, – рассказал «TV Губернии» руководитель одной из воронежских автошкол Евгений Толстых (к слову, не той, где училась Мария). – Но я не вижу в этом большой беды. Пусть лучше курсант подучит теорию и практику, чем получит права, оставаясь некомпетентным водителем. Моя позиция такова – в ГИБДД следует отпускать уже крепких и уверенных в себе водителей. Например, недавно из группы в 17 человек к итоговому экзамену в Госавтоинспекции я допустил только шестерых. Остальные пошли на пересдачу. Но проблема в том, что в Воронеже есть автошколы, где просто закрывают глаза на качество подготовки водителей. Инструкторы там боятся выезжать в город со своими учениками или всегда ездят по одному и тому же маршруту. Государство не контролирует такие школы, а сами они не несут никакой ответственности за плохо подготовленных учеников, и это большая проблема.
Вождению нужно учить с детства
Ещё одна причина появления на дорогах горе-водителей, по мнению экспертов, – это коррупция. По словам воронежского автоюриста Вадима Серова, основная проблема не в том, что автошколы плохо учат, а в том, что у некоторых водителей есть возможность купить права.
О том, что коррупция никуда не делась, свидетельствует недавний арест начальника одного из подразделений ОМВД по Панинскому району Игоря Качкина (напомним, Качкин «прославился» ещё в прошлом году тем, что не смог объяснить, откуда у него и его родителей нашлись 22 квартиры на сумму более 50 млн рублей). По версии следователей, он предложил своему коллеге взятку – 30 тысяч рублей за то, чтобы тот помог его знакомому сдать экзамен на водительские права.
– Я считаю, что вождению нужно обучать с самого детства, – продолжает Вадим Серов. – Почему бы той же ГИБДД не открыть обязательные кружки в школах, где ребята могли бы изучать азы вождения? И тогда в 18 лет они придут в автошколу уже в какой-то степени подготовленными водителями
Есть мнение
«Водители-новички слишком самоуверенные»
Председатель воронежского отделения Комитета по защите прав автомобилистов Николай Киселёв:
– Что сейчас, что десять и даже тридцать лет назад учили на права примерно одинаково: зубрёжка ПДД, первые выезды на площадку и дальнейшее натаскивание на практику. И эта система вполне себе рабочая. Но дело в том, что инструкторы автошкол должны не только натаскивать подопечных на полигонах, но и объяснять на конкретных примерах, как вести себя в той или иной ситуации, говорить со своим учеником по душам и не превращать обучение в чистую формальную процедуру. Есть инструкторы, которые стоят на площадке с цигаркой во рту и смотрят, как его подопечный сам наедине с собой «возится» за рулём. Им нет дела до того, какой водитель выйдет из такого ученика. А есть инструкторы «от бога», которые всё разжуют, поддержат, подбодрят. И вот таких учителей нам остро не хватает. Ещё одна проблема – это излишняя самоуверенность начинающих водителей. Я не сомневаюсь, что эта девочка, сбившая насмерть детей, честно отучилась и вызубрила ПДД, но это её не спасло. Водители-новички выходят из автошколы не только с правами, но и мыслями: «Я сам отучился на права, я всё знаю, я самый умный, я всё умею». И вот к чему это приводит.
Сергей ДОРОХОВ,
Оксана КОЗЛОВА
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных и правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.