Прямой эфир
21:15
Передача
«Общее дело»
 21:30  «Инкассаторы». 5 серия
 22:25  «Инкассаторы». 6 серия
 23:15  «Заметные люди»
 00:00  «Новости регионов»
 00:15  «Общее дело»
 00:30  «ВЕЧЕР ВМЕСТЕ»
 01:00  «Эффект времени»
 01:15  «Арт-проспект»
 01:30  «ВЕЧЕР ВМЕСТЕ»
 02:00  «Новости регионов»
Прямой эфир
21:15
Передача
«Общее дело»
21:30  «Инкассаторы». 5 серия
22:25  «Инкассаторы». 6 серия
23:15  «Заметные люди»
00:00  «Новости регионов»
00:15  «Общее дело»
00:30  «ВЕЧЕР ВМЕСТЕ»
01:00  «Эффект времени»
01:15  «Арт-проспект»
01:30  «ВЕЧЕР ВМЕСТЕ»
02:00  «Новости регионов»
Маэстро Владимир Федосеев в Воронеже: «Музыка имеет право вмешиваться в души людей»

Ты в эфире
Боксёрский турнир «Поколение победителей»
Стань красивой!
Наш Telegram-канал

Маэстро Владимир Федосеев в Воронеже: «Музыка имеет право вмешиваться в души людей»

В интервью «TV Губернии» знаменитый дирижер, рассказал, как выбирает репертуар для оркестра, как ему удается держать в тонусе один из крупнейших оркестров мира и почему детей важно вовлекать в классическую музыку
388
Маэстро Владимир Федосеев в Воронеже: «Музыка имеет право вмешиваться в души людей»
Фото: Дарья Шиповская

6 июня в Воронеже в рамках седьмого Платоновского фестиваля в Воронеже выступил один из лучших оркестров мира - государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского, возглавляет который вот уже более 40 лет маэстро Владимир Федоссев. Он был основан в 1930 году как первый симфонический оркестр Советского Союза. Многие выдающиеся музыканты сыграли важную роль в жизни оркестра: за его пультом в разное время стояли Леопольд Стоковский, Евгений Мравинский, Оскар Фрид, Курт Зандерлинг, с ним выступали Эмиль Гилельс, Юрий Башмет, Гидон Кремер и многие другие известные дирижёры и исполнители. В исполнении оркестра впервые прозвучал ряд сочинений Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Б. Чайковского, Свиридова, Тактакишвили и других композиторов-современников. Свое право называться лучшим, он доказывал не раз  завоеванное историей, кропотливой работой и интенсивной концертной деятельностью.

Приезд  Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского — это, безусловно, важное событие для культурной жизни Воронежа. И как итог — в день концерта в оперном театре был аншлаг. Программу, которую оркестр представил в столице Черноземья, была составлена из произведений современников писателя Андрея Платонова. В первом отделении прозвучали три  фрагмента из музыки к фильму «Пять дней — пять ночей» Дмитрия Шостоковича и концерт для виолончели с оркестром №1, солировал в котором виолончелист Борис Андрианов. Во втором отделении зрители услышали музыку к балету Игоря Стравинского «Весна священная».

В интервью «TV Губернии» Владимир Федоссев рассказал, что программу они разрабатывают отдельно для каждогого своего выступления. При выборе репертуара, оркестр исходит прежде всего от предпочтений и уровня подготовленности публики.

-- Мы всегда готовимся к любому концерту, тем более в России, а в последнее время особенно. Мы обехали очень много стран и поняли, что лучшая страна - это Россия, где культура очень высока и живет в душах наших людей. Наш оркестр очень часто выезжает за пределы Москвы именно по России. Я считаю, что сейчас вся культура, все подымается из нутри нашей страны, не в столицах, а в регионах. Поэтому мы всегда рады встретить людей, которые любят музыку. К вам мы приехали с большой радостью и благодарностью, что нас хотят здесь видеть.

При выборе репертаура мы ориенитируемся на вкусы нашей публики. Сейчас мы долго составляли программу, и, наконец, остановись на Стравинском, которому в этом году исполняется 135 лет со дня рождения.  А Шостакович - это наш классик, поэтому мы играем его очень часто.

Планировать репертуар для выступления в других странах сложнее. Представьте, Австрия – столица музыкальной культуры, там всегда непросто выступать. В Японии постепенно мы внедряем Рахманинова. Чайковский для них там свой товарищ, а Рахманинов еще на так свой. В общем, мы стараемся проникать в другую культуру через наших великих композиторов. Репертуар всегда сложно составлять. Англичане поступают следующим образом: сначала и в конце дают музыку очень популярную, а в середине – современную. Без современной музыки сейчас тоже нельзя, надо знать что происходит. Если сделать весь концерт современной музыки, то можно отпугнуть, люди не пойдут,-- говорит владимир Федоссев.  

- Насколько большое внимание вы уделяете современной музыке?

- Это больной вопрос. Достойной современной музыки не так много. Ушел композитор и пианист Георгий Свиридов. Это последний человек, которого слушают с любовью. Слыша его музыку, зал в любом городе начинает аплодировать даже без объявления. Кто остался после Свиридова? Разве только Гаврилин. То есть прервалась вот эта линия связи времен: Глинка, Мусоргский, Бородин. Потом все как-то остановилось. Мы как-то в консерватории объявляли конкурс сочинений и очень маленький результат был. Союз композиторов развалился. На Западе то же самое происходит. Я недавно исполнял произведения Зульца, живет он в Линце. Вот он тоже последний. Сложно в общем с композиторами. Что-то мешает нам. Может, пропаганда телевидения мешает? Страшная пропаганда по телевидению. Если один из телеканалов сутки посмотреть, можно сойти с ума. Безобразие, что там показывают. Это плохая пропаганда. Хотя, может, в других странах еще хуже. В Испании на ТВ ничего путного нет. Но ведь у нас были достойные передачи. «Умники и умницы» знаете передачу? Вот это достойная программа. Можно на что-то надеяться, видя этих деток умных. Надо бороться за качество телевидения. Деньги все сгубили.

-- Как вы думаете, что нужно сделать, что привлечь в залы молодежь?

Мы два дня тому назад в Липецке сделали открытую репетицию для детей из разных школ. Эта идея родилась после того, как я репетировал в Париже с Денисом Мацуевым концерт Сергей Рахманинова. Тогда на репетицию пришло столько детей с родителями, что я подумал, почему же мы не делаем этого у нас?  В чем тут вопрос? Денег не надо, нужно лишь три автобуса, чтобы привезти и увезти детей. И вот с тех пор мы начали вот это действие.  И это дало такой результат: дети сидят так, что и комар не пролетит. Они потом задают вопросы, рассматривают инструменты, спрашивают как стать музыкантом или дирижером. Везде, где бы мы не выступали, мы всегда хотим сыграть для детей. Важно вовлекать детей в музыку. Сколько сейчас фестивалей замечательных у нас проходит, какие у нас прекрасные, талантливые дети. Мне кажется, следующее поколение через десять лет опять поднимет культуру на ту высоту, которая была. В 90-е годы мы многое потеряли, и музыкальную, и драматическую школу. Так что надежда есть: культура спасет мир.

Вообще музыка имеет право вмешиваться в души людей. Политика у нас сейчас разная, на грани столкновений стоит. Но ни одна из санкций, так называемых, на нас не действует, нигде. Всегда в любой стране нас встречают с любовью. Музыка стирает все грани недоверия друг другу. Русские музыканты – единственные, кто могут входить глубоко и проникновенно в любую культуру. Наоборот я ни одного примера не могу назвать, когда немец или француз вошел в культуру России. Они все играют, но духа там нет. Но если русские музыканты будут играть того же Бетховена в Вене, где композитор родился и жил, об их выступлении пишут: да это Бетховен, но более глубокий. Слово «глубокий» означает наше проникновение в эту культуру. Конечно, наша культура испытывает всякие сложности, когда на нее не обращают внимания, особенно наши руководители, которые не всегда понимают ее значения. Гоголь говорил: «Что бы было с нами, если бы музыка нас оставила». А музыка начинается, когда заканчивается слово, когда нечего сказать,-- отметил Владимир Федоссев.

- У вас так часто гастроли бывают, как вам удается держать в тонусе оркестр?

- Наш оркестр в некотором смысле семейный – многие внутри оркестра поженились, или вышли замуж. У нас семьи в оркестре. Так что периодически я могу то на жену, то на мужа повоздействовать. Всякое у нас бывает. Но мы стараемся удерживать людей.

Есть дирижеры – диктаторы. Их оркестр боится, боится, что будут ругать.  А все должно происходить от любви. Приходит молодой человек, садится в группу 50-летних, 60-летних – у нас есть люди, которые как музыканты в оркестре проработали по 50 лет. И вот у таких молодых людей еще нет опыта, они даже не знают, что они талантливы. А вот как выяснить, что они талантливы? Только любовью. Не ругать, можно сказать: вот все у тебя хорошо, только вот здесь немножко подправить нужно. Самообразование тоже важно. У нас бывают даже группы музыкантов, которые у одного педагога учились. Ну бывают паршивые овцы, раз. Два, три провинятся – потом прощаемся. И кнут нужен. Но больше пряник, потому что музыканты – тонкие натуры, их надо любить и уважать. Тогда талант рождается еще больше,-- считает Владимир Иванович.


Дарья ШИПОВСКАЯ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter