19:00  "Up&Down. Уникальные судьбы уникальных спортсменов"
 19:30  «Губернские новости»
 19:45  "Большие надежды"
 22:00  "Совсем не простая история"
 00:00  "Ты в эфире"
 00:30  "Точка.ру"
 01:00  "Современники. Наше время"
 01:15  "Большие надежды"
 03:30  "Звёздное интервью"
 04:00  "Марафон"
19:00  "Up&Down. Уникальные судьбы уникальных спортсменов"
19:30  «Губернские новости»
19:45  "Большие надежды"
22:00  "Совсем не простая история"
00:00  "Ты в эфире"
00:30  "Точка.ру"
01:00  "Современники. Наше время"
01:15  "Большие надежды"
03:30  "Звёздное интервью"
04:00  "Марафон"
Воронежский Камерный театр представил спектакль о привидениях из прошлого

КОРОНАВИРУС
Спецпроекты
Реализация нацпроектов в регионе
Реклама на «TV Губерния»

Воронежский Камерный театр представил спектакль о привидениях из прошлого

На сцене Камерного театра показали первую драматическую премьеру сезона – «Привидения» по пьесе Генрика Ибсена. Разбираемся, о чём спектакль?
764
Воронежский Камерный театр представил спектакль о привидениях из прошлого
Фото: Алексей Бычков

Спектакль «Привидения», премьера которого прошла в Камерном театре в выходные, 3 и 4 октября, – не первое обращение художественного руководителя труппы, режиссёра Михаила Бычкова к творчеству норвежского классика, основателя европейской «новой драмы». С 2007 года на старой сцене Камерного несколько лет с успехом шла «Гедда Габлер».

В новом спектакле заняты представители разных поколений. Кроме звёзд Камерного Натальи Шевченко, Юрия Овчинникова, Андрея Мирошникова, на сцену вышли и два дебютанта: Андрей Аверьянов и Дарья Лесных.

На сей раз Михаил Бычков выступил не только в привычной публике роли режиссёра. Также он является и художником-постановщиком, и автором сценической редакции пьесы. В воронежской версии Ибсена персонажи постоянно не договаривают фразы, обрывают на полуслове мысли: «Обвести пастора задумал? — С ума сошла? Он всегда ко мне... Разве ж я...»; «Я, ничтожный, всего лишь орудие в руках...».

Поначалу кажется — актёры выполняют простую задачу: делают речь персонажей написанной в 1881 году пьесы более обыденной. Но цель глубже. В «Привидениях» все то ли боятся прямых высказываний, то ли вовсе разучились описывать свою совсем не праведную жизнь без умолчаний и эффемизмов. Один из героев планирует открыть бордель, но свой проект именует «заведением для морячков» или вовсе «домом для морских странников». Другой сначала жалуется на усталость. Потом объясняет, что «не болен как обычно, а духовно сломлен, раздавлен». Затем признается: его «точит изнутри червь». Разнообразные риторические обороты обозначают вполне конкретный диагноз: венерическое заболевание (видимо, наследственное), которое в ту эпоху свело в могилу, кстати, не одного писателя и художника.

Декорации спектакля минималистичны, почти как у Константина Богомолова в показанном недавно на Платоновском фестивале «Преступлении и наказании» питерского театра «Приют комедианта». Чёрные стены, на которых возникают репродукции портретов современников Ибсена и его героев; прозрачные занавески, пара стульев. Жизнь в «имении госпожи Алвинг в Западной Норвегии, на берегу большого фьорда» с первых минут лишена уюта. Возникающие из полумрака актёры замирают и произносят свои реплики, глядя в зал. Но так продолжается недолго. Страсти в стенах имения умело прячутся не одно десятилетие, но их кипенье уже не утаить.

Ибсен в «Привидениях» коснулся тем, о которых говорить было не принято. Лицемерие общества в спектакле олицетворяет пастор Мандорс. В некоторых описаниях пьесы его характеризуют как «достаточно наивного и мыслящего социальными штампами человека», и актёр Юрий Овчинников не превращает персонажа в карикатуру. Его Мандорс — обыватель, не хуже и не лучше других, ханжа, но не фанатик, а ходячий транслятор «общепринятых представлений». В конце XIX века такие негодовали из-за того, что мужчина и женщина живут вместе невенчанные. В нынешнем веке ханжи находят иные поводы обличать «развратную жизнь за границей».

Вдова камергера Хелена Алвинг (Наталья Шевченко) долго скрывала своё понимание абсурдности и архаичности мира, в котором обитает. Хотя в молодости пыталась бунтовать: уходила от мужа. Тайной для посторонних остались последствия его развратной жизни. Однажды прошлое напомнит о себе госпоже Алвинг и её сыну Освальду (Андрей Аверьянов).

Наталья Шевченко играет героиню буржуазного сословия, оказавшуюся, по сути, в ситуации античной трагедии. Эту семью губит не пошлая реальность, а Рок. Спектакль предлагает зрителю разговор о тех же вечных темах, которым посвящены такие спектакли Камерного, как «Антигона». Например, о трагической несовместимости правды и идеала, о том, как прошлое губит будущее.

«В нас сидит то, что внушили отец и мать, вера в старые мёртвые истины», — говорит в одной из сцен Хелена Алвинг. Давно отжившие предрассудки и есть те самые «привидения», которые возвращаются, разрушая жизни, заставляя расплачиваться за грехи отцов. Будет ли всё по-другому, если общество перестанет ханжески прятать своё мрачное прошлое?


Виталий ЧЕРНИКОВ
Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

load time: 1606661368.2884