Воронеж ясно +8°
USD
92.59
EUR
100.27
Предложить новость
Прямой эфир

В Воронежском театре кукол «Шут» поставили премьеру по Достоевскому

19:50 06.02.2020
8 мин
0
2047

Спектакль — неувядающая классика в жанре 16+. В основу лёг рассказ «Крокодил». В этот раз артистам несказанно повезло: над постановкой работал русско-израильский режиссер, член жюри Национальной премии «Золотая Маска» и вообще очень значимая для всех, кто работает в театрах кукол, личность — Виктор Шрайман.

Виктор Шрайман, режиссёр, член жюри Национальной театральной премии «Золотая маска»:
— Это такая приятная неожиданность, что они, актеры Театра кукол, могут играть, как актеры драматического театра. Далеко не все, и, как правило, в театрах кукол — это жалкая попытка, когда кукольники выходят на сцену на поле драмы — это убого. А тут потрясающие ребята! Я вам скажу коротко одной фразой: полтора месяца работы с перерывами. Каждый день был — праздник. Просто удовольствие приходить в этот театр, входить в зал и с ними репетировать.

В процессе подготовки спектакля сложился настоящий творческий тандем. Все задумки Виктора Шраймана воплотила главный художник «Шута» Елена Луценко. Когда-то они уже работали вместе. Кстати, именно Елена Леонидовна и предложила поставить на сцене «Крокодила» по Достоевскому, а еще полностью создала образ желтого Петербурга с людьми-привидениями и домами-призраками.

Елена Луценко, заслуженный художник России, лауреат Государственной премии РФ:
— Ему стоит подумать уже что-то про этот спектакль, а я уже знаю, о чем. У нас даже… мы в одно время начинаем говорить одну и ту же идею, одновременно. Режиссер и художник в театре кукол — они, конечно, отличаются от работы режиссера и художника драматического театра или какого-либо другого. Потому что здесь трудно понять: где режиссер, где художник. Мы существуем, как два соавтора, потому что мы создаем кукол, а куклы тоже актеры, это как инструмент. И поэтому художник должен чувствовать и еще быть актером немножко. И режиссером обязательно! В то же время режиссер — он еще и художник.

Главная фишка спектакля — так называемые «тантамарески». У них голова человека и кукольная основа. Помимо этого, артисты управляют петрушечными, витражными, тростевыми куклами — перечислять все разновидности можно долго. Актеры говорят: работать с таким богатым инструментарием — одно удовольствие.

Владислав Ефанов, актер Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского:
Если она, как тебе кажется, что-то не умеет, то это не она не умеет, это ты не умеешь. Ты не научился этому, а она тебе потом впоследствии, когда ты репетируешь — подсказывает. Тебе надо вот такой жест, а он у тебя получается вот такой, вот так вот руки загибаются. Она может этот жест сделать, ты просто еще не научился, и потом это такой волшебный момент, когда ты репетируешь, мучаешься, злишься на самого себя, а потом в какой-то один момент, секунда — и она делает то, что ты хотел и ты понимаешь. Это было так просто, но для этого нужно было потратить день, два, неделю, но этого добиться. И она это делает, и ты думаешь: как это она сделала. Но это ты сделал!

К философской прозе Достоевского Воронежский театр кукол обращается впервые. И к тому же здесь никогда не работали в жанре фарса. Так что задача была сложной вдвойне. Но актеры справились и даже как-то выросли за время репетиций. Поэтому постановка рассчитана на взрослую публику.

Михаил Каданин, актер Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского:
— Когда ты играешь спектакль для детей, ты играешь его, пусть не звучит пафосно, ты играешь его для сверхлюдей. Для ангелов. И тут, конечно, ответственность такая: чем ты с ними поделишься — не во всех, но в кого-то это зерно может упасть и чем-то прорасти. Поэтому ответственность, наверно, как у педагогов, у учителей. А когда ты играешь на взрослую публику — ты говоришь с равным себе. Надеюсь, что нашему театру удается взрослую публику заставить открыть широко глаза и свою душу.

…На первый взгляд, комичная и незатейливая коллизия — во время прогулки чиновника проглатывает крокодил, внутри которого человек начинает жить своей жизнью — становится мощной метафорой.

Светлана Дремачева, арт-директор Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского:
— Крокодил — это метафора огромного, как бы, на первый взгляд, безобидного, а на самом деле страшного и ужасного информационного пространства. Сейчас необыкновенно актуальна, я считаю, эта проблема. То, что мы перестаем и видеть друг друга, и общаться друг с другом, а находимся где-то в виртуальной реальности. И порой то, что возникло в информационном пространстве, заменяет нам правду, реальность жизни. Я надеюсь, что этого не случится, что люди все-таки обладают душой, которая будет сопротивляться этому монстру-крокодилу, как воплощению фальши, чего-то такого ненастоящего, не природного.

Виктор Шрайман, режиссёр, член жюри Национальной театральной премии «Золотая маска»:
— В этом произведении, в том числе, есть тема истории человека, который, только оказавшись в несвободе, стал счастливым. И это — ужасно. То есть это психология раба. Раб себя чувствует свободным, только когда его зажали в пасти крокодила.

Спектакль, рассказывая фантасмагорическую историю, ставит злободневные вопросы и заставляет задуматься о том, какие метаморфозы происходят с людьми, когда они теряют человеческую суть. А еще постановка в очередной раз доказывает, что поход в театр — это не столько приятное времяпрепровождение, сколько пища для ума и сердца.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,22478795051575