Воронежский кейс Платоновфеста отгремел, впечатления остались. Уже второй год Платоновский фестиваль искусств представляет театральному сообществу наиболее яркие спектакли театров столицы Черноземья. Об одном из них — наш сюжет.
Дева — одно из имён древнегреческой Артемиды, вечно юной богини охоты, плодородия, женского начала. Римляне называли ее Дианой. Так же зовут исполнительницу единственной партии этого танцевального спектакля. Диана Кустурова — прима-балерина Воронежского театра оперы и балета. Воскресить античный миф на современный лад решили хореографы, номинанты «Золотой маски» Константин Матулевский и Софья Гайдукова.
Софья Гайдукова, хореограф-постановщик, лауреат международных конкурсов:
— Она, как богиня, сама по себе очень властная, она очень нетерпимая к многим вещам, очень много разных мифов есть, где она мужчин превращала в оленей и их расстреливала. Она была вечная дева, постоянно окружали её звери, она сама превращалась в медведицу, кабана. У нас Диана пытается превратиться и в медведицу, пытается превратиться в кабана. Внутри мы раскручиваем непосредственно этот миф.
Из декораций на сцене — огромный куб, в котором героиня смотрится словно музейный экспонат. На протяжении всей постановки она переживает различные трансформации под а капелла в исполнении артистов хора. Всё вкупе напоминает сакральное действо. В спектакле нет ни одного лишнего движения, каждое несёт особую смысловую и архетипическую нагрузку.
Диана Кустурова, прима-балерина Воронежского театра оперы и балета:
— Сложность заключается в том, что ты все время один на сцене. Когда мы уходим за кулису, мы всё равно сбрасываем наш образ, который у нас был до этого, мы отдыхаем, а здесь этого нельзя сделать, потому что это все видит зритель. Понимаешь, что любое твоё замешательство — это всё видно, и тебе должно быть интересно прежде всего самому.
Зрелищности добавляет световое оформление, а хор поет в причудливых головных уборах с барочным изображением флоры и фауны. Их создала московская художница Венера Казарова. В «Деве» звучит музыка современных композиторов Дьёрда Лигети и Дэвида Лэнга, а произведения на латыни исландца Йохана Йоханнссона исполняются в России впервые.
Эмиль Гаджиев, хормейстер Воронежского театра оперы и балета:
— Было, мягко говоря, безумно сложно. Потому что специфика оперного хора — это пение под аккомпанемент. У нас должен быть обязательно оркестр, и мы под него поем. А тут 40 минут акапельного пения. С непривычки было очень тяжело, тем более, музыка атональная, зацепиться не за что слуху. Мы стоим в разных частях сцены и просто банально не слышно, опираешься только на свои мышечные ощущения, которые ты наработал за два месяца.
Премьера «Девы» состоялась этой весной, в рамках II Фестиваля современной хореографии «RE:форма танца», идейный вдохновитель которого — худрук театра Александр Литягин.
Софья Гайдукова, хореограф-постановщик, лауреат международных конкурсов:
— Современная хореография хороша тем, что каждый человек может придумать и додумать свою историю. Нет такого четкого следования либретто, как в классических балетах. Мне кажется, действительно кто-то увидит в этом античный миф, кто-то увидит в этом богиню, а кто-то увидит просто женщину, которая живёт, ищет себя, взаимоотношения её с мужчинами, взаимоотношения с самой собой.
Помимо «Девы», в воронежский кейс Платоновфеста вошли еще 7 спектаклей. Свежие постановки представили Кольцовский драматический, Камерный, Никитинский, ТЮЗ и театр кукол «Шут». Как таковой воронежский кейс появился в прошлом году, как вынужденная мера. Из-за пандемии пригласить иностранные труппы было просто невозможно. Но эксперимент удался. В этот раз проект расширили и дали подзаголовок «Возможности». Это слово отражает тот потенциал, которым обладают театры столицы Черноземья.
Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.