Воронеж ясно +11°
USD
92.59
EUR
100.27
Предложить новость
Прямой эфир

Художественный руководитель Камерного театра Михаил Бычков – о культурной среде Воронежа и будущем Платоновского фестиваля

15:32 17.02.2022
14 мин
0
1127

О том, что даёт силы для постоянного движения вперёд, на какие ценности ориентируется и кого считает своими единомышленниками, Михаил Бычков рассказал корреспондентам «Коммуны» (входит в медиахолдинг «Губерния») накануне своего юбилея.

— Из чего состоит творческое «Я» Михаила Бычкова? Какие драматурги, писатели, произведения искусства вы считаете частью своего мира?

— С ранней юности всё моё становление, воспитание, весь «Я» складывались из того, что открывалось для меня в волшебном мире искусства. Сначала — со стороны изобразительного искусства. Я учился в художественном училище и видел себя театральным художником. Я — человек визуальный, воспринимающий действительность глазами, ищущий красоту в широком смысле слова. К примеру, я нахожу её в полотнах Анри Матисса и Пьера Боннара. В большей даже степени, чем в полотнах мастеров Возрождения. Когда появилась возможность путешествовать, весь смысл и цель моих поездок по миру — добраться до мировых сокровищниц, музеев, церквей, галерей, чтобы посмотреть вживую на то, что, начиная с 15 лет, видел в альбомах, репродукциях, телепередачах… Мой первый режиссёрский опыт тоже случился в художественном училище, когда мне было 16 лет. Это был спектакль, посвящённый 500-летию Микеланджело Буонарроти. Наивная студенческая театральная работа.

Но по большому счёту самая большая мастерская, которая выковывала мою личность, — ГИТИС. Годы учёбы на курсе Марии Осиповны Кнебель — ученицы Станиславского, в компании замечательных педагогов, моих товарищей по учёбе — стали временем, когда я полнее, всестороннее, сложнее стал воспринимать окружающий мир. Лекции по мировой литературе, русской литературе, театру… Вообще во многом я состою из литературы, замечательных художников, композиторов. С музыкой я много и подробно начал взаимодействовать, когда в программе Платоновского фестиваля занялся музыкальным направлением. Я наполнился новыми впечатлениями. Знаете, Монтеверди, Бах — это делает жизнь лучше. Помогает существовать полноценно, чувствовать себя счастливым.

«Мы чувствуем свою нужность»

— Почему местом для реализации ваших творческих замыслов стал Воронеж?

— Воронеж мне показался городом моего калибра. Он не так отдалён, мал, прост, как другие города российской глубинки. В то же время не так огромен, размазан, рассредоточен и тороплив, как столица. Конечно, важна была возможность осуществить свою художественную программу. Мне доверили возглавить Театр юного зрителя, выстроить какую-то линию. Мы стали проводить поэтические, музыкальные вечера, устраивали выставки художников. Поставили «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Возникла серьёзная театральная жизнь, забилась энергия. Ко мне присоединились приехавшие со мной мои товарищи — художник Юрий Гальперин, несколько артистов, среди которых был Камиль Тукаев. В 1990 году мы провели международный фестиваль — большой, интересный, представительный. Возникли удачные спектакли из чеховского триптиха «Палата № 6», «Каштанка», «Скрипка Ротшильда». В театре была по-настоящему хорошая творческая атмосфера. Пока не грянули беды 90-х. Начались разговоры о том, что необходим репертуар под платёжеспособную публику — в те годы она была определённой категории. В такой ситуации я не смог удер-жать большой коллектив в правильном творческом состоянии. Понимал, что мои цели и желания расходятся с частью коллектива. Нам не по пути. Мне было интересно заниматься театром как искусством, а не обслуживанием интересов специфической публики. Так я начал проект по созданию малень-кого театра. Мне казалось, что в таком театре не будет проблем — для маленького зала всегда найдётся публика, которой будет интересно то, что интересно нам.

Как символ, противоречащий духу времени, возник спектакль «Береника» Жана Расина. Им в июне 1994 года открылся Воронежский Камерный театр. Интуиция меня не обманула. В Воронеже были и есть люди, для которых важны культура, духовная пища, необходимость соприкасаться с чем-то по-настоящему большим и содержательным. Да, этот слой людей не составляет подавляющее большинство. Но Камерный театр никогда не испытывал проблем с интересом со стороны зрителя. К нам уже много лет невозможно легко и просто купить билеты. Мы чувствуем свою нужность, интерес к тому, что мы делаем. При этом за все годы мы не изменили своей художественной программе, своим убеждениям и занимаемся тем, что нам интересно. Наверняка, не в любом городе это было бы возможно. Воронеж в этом смысле оказался счастливым и правильным местом.

— Камерный — это больше, чем театр. Это некий культурный центр Воронежа. Какие проекты вы реализуете?

— Если не брать во внимание пандемийные ограничения, обычно в пространстве театра открыты галерея, библиотека, кафе. У нас работали и работают выставки, постоянная галерея Гальперина. Мы проводим раз в два года Мандельштамфест. Развиваем проект «Современный танец в Воро-неже». Танцевальная труппа сегодня — неотъемлемая часть коллектива театра. В этом году в фестивале «Золотая маска» участвует наша работа — танцевальный спектакль «Плот Медузы» в постановке Павла Глухова.

«Я чувствую себя на своём месте»

— Как вам пришло в голову развернуться до масштабов Платоновского фестиваля?

— Толчком стал вопрос, который мне задал в ту пору губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Мы ещё находились в помещении ДК железнодорожников. Говорили о том, что театр нуждается в новом пространстве и в то же время он спросил, какой проект в сфере искусства мне было бы интересно сделать помимо Камерного те атра. Подумав, я ответил, что было бы интересно сделать фестиваль искусств — синтетический фестиваль, включающий не только театр, но и музыку, литературу, изобразительное искусство. И уже на первом фестивале в 2011 году в программу вошли выставка из Третьяковской галереи «Путешествие в человечество», играли Юрий Башмет, квартет Бородина, скрипачи Гидон Кремер и Виктор Третьяков. К нам приехали театр Филиппа Жанти, Театр Наций со спектаклем Некрошюса и многие другие. Вот такой был старт.

— Каким видите дальнейшее развитие Платоновского фестиваля?

— Хотел бы делать фестиваль максимально содержательным, масштабным, разно-образным. В стране есть определённая фестивальная конкуренция. Но мы точно знаем, что в своём формате не имеем равных себе в Российской Федерации. За это время у нас сформировалась замечательная команда, возник международный авторитет. Со всего света идут заявки на участие в фестивале. Если бы за эти годы так же стремительно развивалась инфраструктура — строились новые концертные залы, открывались галереи, реконструировались культурные учреждения, мы бы пошли ещё дальше. Пока нас сдерживает только это. Хотя есть позитивный пример — новое здание Камерного театра, которое вызывает восхищение у многочисленных гостей Воронежа. Кроме Платоновского, я имел отношение к рождению выставки «Воронеж — город-сад», потом мы придумали «Мандельштамфест», детский театральный фестиваль «МАРШАК». Но останавливаться на этом не собираюсь.

— Что ждать зрителям Платоновского в 2022 году?

— Мы работаем. У нас готовится программа. Её международная часть чуть менее разнообразна, чем раньше. Всё-таки пока мы находимся в ситуации незаконченной пандемии. В то же время мы ни разу не пропустили фестиваль, что для нынешнего периода уникально. Провели его и в 2020, и в 2021 годах. И в 2022 году мы его проведём в запланированное время — с 4 по 19 июня. В начале марта программа фестиваля будет объявлена.

— В 2018 году вас включили в Совет по культуре и искусству при Президенте РФ. Как строится ваша работа в Совете? Открывает ли это какие-то перспективы перед Воронежской областью?

— Я получил приглашение в состав Совета и воспринял его как возможность каким-то образом внести свой вклад в поддержку проектов, связанных с нашей национальной культурной политикой. Если буду полезен в этом качестве, то очень хорошо.

— Кем сегодня вы сами себя ощущаете? Михаил Бычков — это кто?

— Я до самой сердцевины человек театра. В этом мире, в этой атмосфере я чувствую себя на своём месте. Всячески приветствую театральную конкуренцию. Чтобы в наших театрах делали постановки самые лучшие и интересные режиссёры. Поэтому я работаю в Совете по культуре и искусству при Президенте РФ, занимаюсь другими проектами. Чтобы мой театр, мой город, моя страна были бы живыми, прогрессивными, цивилизованными.

Михаил Бычков — российский режиссёр, основатель и худрук Воронежского Камерного театра, создатель и директор Международного Платоновского фестиваля искусств. В 1980 году окончил ГИТИС. В начале карьеры работал в Латвии, затем в Алтайском и Иркутском ТЮЗах. В 1988-м возглавил Воронежский ТЮЗ. В 1993 году вместе с группой единомышленников основал Камерный театр, чьи спектакли неоднократно становились лауреатами главной театральной премии России «Золотая маска». В 2013 году удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. Лауреат Премии им. К. С. Станиславского, Премии Правительства РФ им. Фёдора Волкова, Платоновской премии в области литературы и искусства. Офицер французского Ордена искусств и литературы. Заслуженный деятель искусств Воронежской области. 1 февраля губернатор Александр Гусев подписал указ о награждении Михаила Бычкова почётным знаком «За добросовестный труд и профессионализм».

Наталья СТОЛПОВСКАЯ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,22074317932129