12:00  "Арт-проспект"
 12:15  "Звезда караоке"
 13:00  "Такие разные"
 14:00  "Губернские новости"
 14:15  "Агентство хороших новостей"
 14:30  "День вместе"
 15:00  "Мастер-класс"
 15:45  "Собрание сочинений"
 16:00  "Губернские новости"
 16:15  "Адрес истории"
12:00  "Арт-проспект"
12:15  "Звезда караоке"
13:00  "Такие разные"
14:00  "Губернские новости"
14:15  "Агентство хороших новостей"
14:30  "День вместе"
15:00  "Мастер-класс"
15:45  "Собрание сочинений"
16:00  "Губернские новости"
16:15  "Адрес истории"
В Воронеже уникальный «Музей забытой музыки» переехал в новое помещение

КОРОНАВИРУС
Спецпроекты
Реализация нацпроектов в регионе
Реклама на «TV Губерния»

В Воронеже уникальный «Музей забытой музыки» переехал в новое помещение

2191

Кугиклы, калюка, жалейка, волынка, шарманка, гусли, гудок и другие народные инструменты можно услышать не где-нибудь, а у нас в Воронеже, в очень необычном музее – «Музее забытой музыки». Здесь в обновлённом дворце культуры собраны десятки старинных инструментов, которые воссоздаёт народный мастер Воронежской области Сергей Плотников и сегодня для нас он проведёт персональную экскурсию.

Сергей Плотников, народный мастер Воронежской области:

– Главное отличие нашего музея от других музыкальных музеев, что наши музыкальные инструменты – рабочие, то есть они не просто на стенке висят или за стеклом – их можно увидеть и их можно услышать, ну и услышать рассказ про эти музыкальные инструменты. Когда я спрашиваю чей инструмент волынка? Люди отвечают, что шотландский. Но это не правильно. Потому что в Англии инструмент называется Бейк-Пайп, там нет волынки. Волынка – это название русское, русского народного инструмента. Моя задача – вообще русских людей знакомить с русским народным инструментарием. Коллекция состоит из струнных духовых и ударных инструментов, например, балалайки, домры. Кто-то делает гусли, кто-то духовые, там жалейки или сопелки. Я делаю практически все, мне интересно всё, а коллекция соответственно состоит из ударных, духовых и струнных музыкальных инструментов, они разные и все интересные.

Три детали – три названия. Вот эта деталь называется пищик или пищук. В Воронежской или Белгородской области весь инструмент называли пищук. В Курске, Твери инструмент называли Рожок вот по этой детали. А вот эта деталь с отверстиями. В Твери её называли Жалейка. Три детали – три названия. Пастух выйдет во лужок, заиграет во Рожок.

Сергей Плотников, народный мастер Воронежской области:

– Есть несколько человек, которые после того, как познакомились с музеем забытой музыки сами стали мастерами, хотя я к этому не прикладывал никаких особых усилий, как вот работаем с коллегой моим. Андрей когда-то просто зашёл сюда, его друзья сюда привели посмотреть и он через музей записался в фольклорный ансамбль. Он занимается песнями, он очень качественно снимает наигрыши все народные: на балалаечке, на гармошечке, он освоил практически все музыкальные инструменты. Он в фольклор гораздо боле погруженный, чем я. Про музыкальные инструменты я знаю много и знаю на основании документов, исторических документов. Я – инструментовед. Я занимаюсь музыкальными инструментами. Песнями у нас есть кому заниматься, у нас в Воронеже огромное количество фольклорных ансамблей, людей, которые этим профессионально занимаются. Вот они собирают, а мы используем уже их наработки и берём некоторые, конечно, песни.

Андрей Стрельников, мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов:

– Это моё личное мнение такое, что нужно заниматься всё-таки той музыкой, которая бытует в среде, в которой ты вырос. Потому что наш язык, наша культура, наши традиции, они сложились в том числе благодаря этой музыке и она складывалась и формировалась именно под влиянием именно жизни человека. Поэтому, мне кажется. Если у тебя твоё сознание разговаривает на русском языке – то лучше всё-таки тянуться к русскому. С такой штуки начинается балалайка. Мы сначала склеиваем кузов. Там на станине специальной крепится, есть такая вот деревяшка – называется рамка. На неё мы сначала прижимаем корпус. Прижимается деревяшка, прижимается гриф. И потом начинают приклеиваться клепки. Вот так собственно она и собирается. Потихонечку, помаленечку. Работа тонкая, но она мне нравится.

Сергей Плотников, народный мастер Воронежской области:

– Я занимаюсь 16 лет этим. Когда я начинал – нас было вообще мастеров, которые делали музыкальные инструменты – их было не много. Есть люди, которые сейчас тоже рассказывают про музыкальные инструменты, это такое движение правильное. Дело в том, что интерес он сейчас увеличивается к истории и соответственно к фольклору и появляется всё больше и больше людей, которые погружаются в это серьёзно, тенденция очень хорошая, мне очень нравится. Людей на планете земля получают деньги за то дело, которое они любят. Многие работают за кусок хлеба, многие за деньги, кто-то за маленькие, кто-то за большие. А я делаю то, что мне нравится, а я ещё за это зарплату получаю. – Ещё и людям радость приносите! – отдача. – У меня жена иногда говорит на фестивалях провожу по 10-15 экскурсий. Как тебе одно и тоже не надоест? Я же не одно и тоже. Люди сменились – лекция другая. Я считаю, что я рассказываю, ну очень интересно, тут я без ложной скромности считаю, что я – лучший рассказчик про инструменты у нас в России.

Андрей Стрельников, мастер по изготовлению народных музыкальных инструментов:

– Я раньше занимался строительством. Стройкой занимался. И сейчас я занимаюсь музыкальными инструментами. Строительство – и музыкальное построение. Это кардинально, диаметрально противоположные вещи. Вот насколько Сергей Иванович повлиял на мою жизнь. Учитель, наставник – он не показывает тебе как делать, а является таким примером.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

load time: 1597048978.2869