00:00  Чемпионат Высшей хоккейной лиги. "Буран"- "Ижсталь"
 01:45  "Арт-проспект"
 02:00  "4-я студия"
 03:00  "Замыкая круг"
00:00  Чемпионат Высшей хоккейной лиги. "Буран"- "Ижсталь"
01:45  "Арт-проспект"
02:00  "4-я студия"
03:00  "Замыкая круг"
Воронежская матрёшка отметила полувековой юбилей

Первенство Европы по скалолазанию
Реализация нацпроектов в регионе
Реклама на «TV Губерния»

Воронежская матрёшка отметила полувековой юбилей

3057

Летом 1969 года ее создала Елена Матвеева. На тот момент ей было всего 19. Она училась у знаменитого художника и краеведа Петра Пономарёва. Что удивительно, история нашей матрешки началась случайно — с бракованной заготовки, которую решила расписать Елена Геннадьевна. Среди тысяч других этот сувенир можно узнать по каплевидной форме. А одета русская красавица в народный костюм Воронежской губернии.

Мастерица Елена Матвеева говорит: «Каждый костюм — это традиция, ничего случайного в костюме нет, потому что каждая деталь костюма, каждая вышивка, каждый орнамент, украшение, все имеет определенный смысл, хотя общие цветовые предпочтения по Воронежской области имеются, здесь у нас черная панева, есть и красноглазки, и синеглазки, но в основном черная, эти паневы символизирует наши богатые черноземные земли».

Еще один атрибут, по которому можно узнать воронежскую матрешку – это красный барановский платок. Елена Матвеева, народный мастер Воронежской области, лауреат конкурса ООН «Моя Россия — мой мир» рассказывает: «Когда увидела платок — поняла, что не хватает матрешке, конкретного традиционного платка, который в отличие от костюма, кроме малорусских во всех селах был. Был самый любимый платок, именно красный, хотя барановская мануфактура выпускала и других цветов и рисунков, но именно этот платок прижился у нас в крае, потому что он подходил к любому костюму».

Производство матрёшек Елена Матвеева никогда не ставила на поток, поэтому каждое изделие уникально. По ним можно изучать историю костюмов родного края, настолько достоверна каждая деталь. Это не просто бренд — а настоящее достояние области. Сейчас «мама» Воронежской матрешки с удовольствием передает знания своим ученицам. Елена Фирсова говорит: «На одном из ее выступлений, я настолько была восхищена, подошла, говорю — надо же как красиво, а мне этого не дано. Она говорит — научу, я говорю — нельзя человека научить, я вообще ничего не понимаю. Научу. И вот она меня научила. И я вот уже полтора года хожу, я полтора года в каком-то восхищении и от человека, и от того как она все это дает, с какой любовью и с этой же любовью я всё впитываю».

Воронежская матрешка была неоднократно оценена на конкурсах и выставках самого разного уровня. В 1996 одна из работ Елены Матвеевой под названием «Свадьба» получила престижную награду ООН. А начинается всё с липовой заготовки. Ученица рассказывает: «Заготовочка сначала грунтуется, насаживается на такой штырек специальный, загрунтовывается, зачищается и потом карандашиком идет разметка, сначала ость намечаю, потом будет личико, платок, талию наметим и уже дальше рукава и уже дальше костюм, потом уже будет в красках работа проходить».

Для росписи деревянных игрушек лучше всего подходит кисть из беличьего хвоста, акварель, гуашь и темпера. Попасть в ученики к Елене Геннадьевне не так просто. Остаются лишь те, кто душой тянется к народному искусству.

Елена Матвеева отмечает: «Роспись - она требует внимания и приходится, можно сказать, на начальной стадии брать руку ученика в свою руку и как нас когда-то учили в первом классе буковки писать так же учить ставить руку. Потому что прием живописный постановки руки — один, а прием постановки руки для росписи совершенно другой. Когда заканчивается первый урок, я смотрю, что человек делает со своими почеркушками, один их забирает и мое тоже, вот из этого человека будет толк».

В Воронежской губернии костюмов было великое множество и часто даже в соседних селах детали одежды назывались по-разному. В руках у Елены Геннадьевны работа ее ученицы Елены Филатовой. Одета неваляшка в костюм села Солдатское Коротоякского уезда: «Здесь мы видим очень красиво вышитую мелким-мелким крестиком рукав с ферботами такими, с кружевными, это белая конопляная отбеленая рубаха с брызжами, это оборки такие по манжетам, жилет, душегрейка, черный фартук, который который называется завеска. У паневы мы видим еще кроме свозок — оклад, это расшитая также шерстью узором таким кайма, на которой мы видим — земледельческий цикл фактически. Здесь у нас весна-красна, лето зеленое и желтая осень».

Что интересно, уникален не только наряд. У каждой матрешки свой характер и свое лицо. Зачастую куколки очень похожи на тех, кто их делает. В зависимости от сложности и размера на создание матрешки уходит от недели до месяца.

Елена Филатова говорит: «В процессе работы всегда возникает хорошее настроение, потому что не знаю, это как детка такая вот маленькая, всё ей хорошее отдаешь, поэтому настроение поднимается. Все равно нужно, чтобы что-то приятное было, совсем вот когда плохое настроение, тогда вот работа не пойдет, только в хорошем настроении. Это вот как дети. У меня были такие случаи, вкладываешь много времени, всю свою душу, а потом так как это заказ, с ней приходится расставаться, это все равно, что ребенка своего отдать, вот настолько в нее вложено всё, что было в душе: радости, воспитания, всё, что можно дать ребенку. То же самое отдаешь своей работе».

У Елены Геннадьевны своих работ практически не сохранилось, образцы можно увидеть только в музеях и частных коллекциях России и за рубежом. Воронежские матрешки есть практически во всех уголках мира — во Франции, Африке, Австралии. Нет только в Антарктиде, шутит Елена Геннадьевна: «Люди не знают о своем костюме, люди не знают смысл этого костюма, они его теряют, превращают в какой-то сценическую пародию народного костюма. недаром я в интернете встретила такое определение — марсианская клюква, вот действительно. Без знания костюма его восстановить невозможно, надо знать зачем, почему. У нас костюм потерял своё значение. Раньше по костюму можно было узнать человека. Моя задача — просто как говорится, сохранить культуру нашего народа, вот я считаю это своей основной целью передать то, что я знаю потому что собиралось очень много, очень долго, материал огромный».

Воронежская матрешка уникальна по многим параметрам, говорят ее создательницы. Ни в одном другом регионе такого сувенира нет. Ведь за каждой деревянной куколкой, одетой в народный костюм, стоит история Воронежской губернии.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
__ 
load time: 1571604736.7356