Воронеж ясно +22°
USD
94.32
EUR
100.28
Предложить новость
Прямой эфир

В Воронеже дал концерт первый россиянин, который вошёл в международную ассоциацию стеклянной музыки

19:38 12.10.2020
6 мин
0
1211

Четыре площадки, тридцать шесть участников, восемь мероприятий, из них шесть концертов, одна лекция и один спецпроект – вот итог третьего фестиваля камерной музыки. Кульминацей «Воронежской Камераты» стал концерт необычного музыканта из Санкт-Петербурга Александра Лемешева. Для воронежской публики он сыграл на стеклянной арфе под сводами старинной усадьбы Лосевых-Шатиловых Сталь Фон Гольштейн.

Александр Лемешев осторожно распаковывает необычное приспособление. Нет, он не иллюзионист, а настоящий музыкант – только инструмент у него очень редкий. Называется он «стеклянная арфа» или «поющие бокалы». К стойке они крепятся прорезиненными шурупами. Надо проверить насколько хорошо они зафиксированы, а для настройки – налить воды. У этого инструмента, как и у его собратьев, есть свои особенности и даже капризы.

Александр Лемешев, музыкант:

– Инструмент нужно разыграть, чтобы стекло немножечко размокло. Тогда оно становится более податливым. И начинает с тобой дружить, а если на нём не заниматься и играть – он начинает капризничать. и не хочет звучать. Нужно его разыграть перед концертом, позаниматься, поговорить с ним, погладить его немножко как-то так, ну это как у любого музыкального инструмента, как у любого музыканта.

На репетиции с солистами воронежской филармонии времени, чтобы сыграться – немного, но музыканты быстро находят общий язык. Таких как Александр Лемешев в России единицы. Начинал как бас-гитарист в рок-группе и джазовый музыкант. Но увлечение кристальной музыкой стало делом всей жизни. Лемешев – первый россиянин, который вошёл в международную ассоциацию стеклянной музыки Glass Musical International и был с гастролями в Германии, Финляндии, Италии, Франции, Индии, США и других странах.

Айкуи Хумарян, артистка Воронежского академического симфонического оркестра:

– Человек очень лёгкий в общении очень открытый, с ним было очень интересно репетировать, всё легко давалось и можно было с полуслова договориться обо всём. Вся штриховая техника, которая есть и на скрипке присутствует – тоже самое можно исполнить на бокалах, это для меня было таким открытием.

30 сосудов различной величины сделаны из самого обычного стекла и издают разные по высоте звуки отнюдь не за счёт того, что наполнены водой – они абсолютно пусты. Однако музыканту нужно постоянно смачивать кончики пальцев, чтобы при трении возникал звук. Так рождается волшебство.

Александр Лемешев:

– Как вы обратили внимание, да если присмотреться к инструменту – снизу видно, такие матовые бокалы. Это за счёт того, что мастер стачивал стекло, чтобы они были настроены без воды. Чтобы это был полноценный профессиональный, музыкальный инструмент, они специально дорабатываются специальным подтачиванием, чтобы все бокалы были по-разному настроены и издавали разные ноты.

Такой инструмент как стеклянная арфа для воронежской публики – абсолютная диковинка. Однако у него достаточно богатая история и многие композиторы сочиняли произведения специально для «поющих бокалов». Некоторые переложения музыки Александр делал сам.
В камерном концерте помимо музыкантов Воронежского симфонического оркестра приняла участие артистка хора театра оперы и балета Оксана Шапошникова, исполнив знаменитую сцену сумасшествия из оперы Донилетти. Стеклянная арфа особенно хорошо сочетается с колоратурным сопрано.

Ирина Авралева, художественный руководитель Воронежской филармонии и фестиваля «Воронежская камерата»:

– На мой взгляд камерная музыка – это музыка необыкновенно утонченная. Изысканная, одновременно глубокая и, наверно, самое главное – доверительная. Каждый фестиваль мы стараемся что-то новое привносить и что-то интересное открывать.

Гюляра Садых-Заде, музыкальный критик (Санкт-Петербург):

– Камерная музыка как известно – это музыка более интеллектуальная, соответственно она рассчитана на более просвещённых меломанов, которые имеют уже умное ухо, как говорил Гайдн. Но какова задача филармонии? Задача не просто просветительская, но и заключается. Часть просветительства заключается в том, чтобы развивать вкус, поднимать общий уровень слушания. И воспитывать публику, делая её всё более и более продвинутой.

Ну а на десерт зрителям провели экскурсию по усадьбе Лосевых – Шатиловых-Сталь Фон-Гольштейн, где проходил один из самых неординарных концертов в рамках третьей «Воронежской Камераты» – как доказательство, что фестиваль расширяет свои горизонты и пробует не только новые жанры и форматы, но и площадки.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,21796798706055