Воронеж ясно +17°
USD
92.51
EUR
98.91
Предложить новость
Прямой эфир

Воронежская область сохранила 29 место в «Национальном туристическом рейтинге»

19:04 13.01.2022
23 мин
0
3010
По итогам 2021 года она в очередной раз стала лучшей в Центрально-Чернозёмном макрорегионе
Фото: пресс-служба администрации Воронежа

Столичный Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» и журнал «Отдых в России» опубликовали очередное ежегодное исследование «Национальный туристический рейтинг», посвящённое развитию туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов.

Авторы проекта собрали, изучили и проанализировали статистические данные и публикации в СМИ, взяли комментарии у федеральных и региональных экспертов. Как выяснилось, и чиновники разного уровня, отвечающие за развитие туризма, и представители туристической отрасли проявили единодушие в оценке ситуации: 2021 год оказался успешнее предыдущего, ставшего во много «катастрофическим» для отрасли (недаром же в 2020 году она вошла в перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавируса!). И по официальным данным, и по мнению специалистов, в минувшем году вырос туристический поток, увеличилась заполняемость гостиниц. И хотя власти вводили различные ограничения, связанные с пандемией (порой неожиданные для отрасли и граждан), в целом регионы прошли 2021 год неплохо. Ряд субъектов, например Крым и Краснодарский край, даже показали динамику лучше 2019 года, увеличив на 15-20% количество принятых туристов.

Но вернёмся к рейтингу. Как обычно, при его составлении учитывались мнения и оценки специалистов медиагруппы «Отдых в России» (в неё входят упомянутый журнал о внутреннем/въездном туризме и одноимённый сайт; несколько туристических порталов; глянцевый журнал и сайт для англоязычной аудитории «Tourism & Leisure in Russia»).

В качестве критериев были выбраны следующие показатели.

1. Уровень развития туристической отрасли и гостиничной инфраструктуры региона: 

  • число коллективных средств размещения (гостиниц);

  • число мест в коллективных средствах размещения;

  • количество мест в объектах общественного питания (рестораны, кафе, бары) на 1000 жителей;

  • число турфирм (организаций и ИП), работающих в регионе.

Данные за 2020 год предоставлены Федеральной службой государственной статистики (Росстат).

2. Доходность отрасли туризма и гостеприимства, ее вклад в экономику региона:

  • доходы коллективных средств размещения (данные Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года);

  • объем платных туристических услуг населению региона (данные Росстата за 2020 год и 10 месяцев 2021 года).

3. Развитие санаторно-курортной отрасли региона:

  • число граждан, размещённых в санаторно-курортных организациях;

  • объём платных услуг санаторно-курортных организаций

Данные Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года.

4. Популярность региона у туристов, приезжающих на несколько дней:

  • число граждан РФ, размещённых в коллективных средствах размещения;

  • число ночёвок в коллективных средствах размещения.

Данные Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года.

5. Популярность региона у иностранцев: численность иностранных граждан, размещённых в коллективных средствах размещения (данные Росстата за 2020 год и 9 месяцев 2021 года).

6. Туристская уникальность и привлекательность региона: количество объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр.

Данные Росстата за 2020 год.

7. Уровень преступности в регионе: количество совершенных преступлений на 100 тысяч жителей региона (данные Росстата за январь-ноябрь 2021 года).

8. Интерес к региону в интернете как к месту отдыха: количество запросов в поисковых системах об отдыхе в регионе (учитывалось количество запросов с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года в поисковой системе «Яндекс» по ключевым словам: «Отдых в + наименование региона»).

9. Продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве: количество публикаций и сообщений в СМИ с упоминанием региона (учитывалось количество публикаций в СМИ с 1 декабря 2020 года по 30 ноября 2021 года, в том числе на индексируемых новостных ресурсах, по ключевым словам: «Туризм в + наименование региона», по данным системы мониторинга СМИ «ПрессИндекс» ).

По каждому из 15 критериев, на основе анализа открытых источников и ведомственной статистики за 2020 — 2021 гг., была подготовлена отдельная таблица, и в ней проведено соответствующее ранжирование. Первое место в каждой таблице давало 8,5 балла; за каждое последующее место снималось по 0,1 балла. Из 15 полученных таблиц был составлен сводный индекс-лист, где по сумме баллов (и с учетом экспертной оценки) были определены лидеры и аутсайдеры рейтинга.

В первую группу — «Золотую двадцатку» — вошли следующие регионы.

  1. Краснодарский край (120,3 балла)

  2. Московская область

  3. Москва

  4. Крым

  5. Санкт-Петербург

  6. Приморский край

  7. Алтайский край

  8. Республика Татарстан

  9. Нижегородская область

  10. Самарская область

  11. Ставропольский край

  12. Республика Башкортостан

  13. Новосибирская область

  14. Челябинская область

  15. Иркутская область

  16. Свердловская область

  17. Тюменская область

  18. Ростовская область

  19. Калининградская область

  20. Сахалинская область (88,4)

Во вторую, «серебряную», группу рейтинга (условное название — «Крепкие профи») вошли регионы, занявшие места №№ 21-69. Именно здесь находится основная часть регионов Центрального Черноземья. И уже далеко не первый год самое высокое место среди них занимает Воронежская область. На сей раз — №29 (77,2 баллов). У наших белгородских соседей — 33-я позиция (71,7), сразу за ними идут липчане (69,8), Курская область — №61 (47,8).

Замыкающей «бронзовой» группе (№№ 70-85) эксперты дали условное название «Начальный уровень». Именно в этой категории на 76-й позиции расположилась Тамбовская область (32,5).

Добавим, что год назад расположение чернозёмных субъектов РФ было таким: Воронежская область — №29, Липецкая — №30, Белгородская — №33, Курская — №56, Тамбовская — №75. В позапрошлом рейтинге существенных отличий тоже не наблюдалось: Воронежская область — №28, Липецкая — №31, Белгородская — №33, Курская область — №50, Тамбовская — №74.

***

Насколько объективно ранжирование регионов, проведённое ЦИК «Рейтинг» и журналом «Отдых в России»? По праву ли Воронежская область уже несколько лет стабильно замыкает в этом индекс-листе третий десяток субъектов РФ? Какие профильные события минувшего года нашему региону можно смело занести в свой «туристический актив», а какие — оставили, мягко говоря, неоднозначные воспоминания?

Такие вопросы интернет-канал «ТV Губерния» задал авторитетным воронежским экспертам. Представляем вниманию читателей их ответы.

Александр Кукин, заместитель руководителя департамента предпринимательства и торговли Воронежской области — начальник отдела развития туризма:

«Данный рейтинг — один из самых авторитетных и объективных в России. В его составлении участвует большая группа экспертов, которые анализируют значительное количество показателей. По традиции, Воронежскую область и эксперты, да и сами местные жители не воспринимают в качестве значительного туристического региона. Мы пытаемся сломить этот тренд, постоянно приглашаем к нам гостей. И на фоне такой же возрастающей активности всех регионов страны стабильное пребывание нашей области в первой тридцатке субъектов РФ — весьма почётно. Это объективный результат на сегодня, но, бесспорно, нам есть куда стремиться.

Несмотря на сложные пандемийные времена, в Воронежской области происходят значительные события в области туризма и индустрии гостеприимства. К самым значимым в 2021 году можно отнести открытие железнодорожного туристического маршрута ретро-линии «Графский поезд». Не забудем и открытие туристско-информационного центра на железнодорожном вокзале «Воронеж-1». Также в прошлом году стартовало несколько инфраструктурных проектов: Парк альпак в Белом колодце, «Ферма» в Чертовицах, база отдыха «Икорец» недалеко от санатория им. Цюрупы.

Хочу отметить и события в районных центрах. Инфраструктурные успехи есть в Павловске (реконструкция причальной зоны), Россоши (открытие экопарка «Каялов бор»), Богучаре (реконструкция городского центрального парка).

Самым же неоднозначным событием, причём отрицательно повлиявшим на туристический и гостеприимный имидж нашего региона, считаю отмену фестиваля «Чернозём» буквально за день до его начала, когда в Воронеж уже приехали многие гости.

В планах на 2021 год у нас стояло открытие специализированной подведомственной госорганизации по маркетингу и рекламе в области туризма и соответствующему продвижению Воронежской области на федеральном уровне. По понятным причинам этот проект был перенесён на год нынешний. Мы делаем всё возможное, чтобы это случилось.

Отмечу, что в прошлом году был создан проектный офис по развитию туризма при Ассоциации Центрального федерального округа (её в настоящее время возглавляет воронежский губернатор), и мы стали пилотным регионом для Аппарата полпреда президента РФ в ЦФО Игоря Щёголева по развитию туризма и сквозному маркетингу среди регионов этого округа.

Конечно, для туристической отрасли 2021 год был легче, чем 2020-й. Мы научились жить в условиях ковидных ограничений. Если позапрошлый год буквально обрушил туристическую отрасль по всей стране, то за год минувший турпоток в наш регион практически полностью восстановился. Многие туроператоры возобновили и нарастили свою деятельность. Будем надеяться, что в наступившем году эта позитивная тенденция сохранится».

Екатерина Шрамко, директор МБУ «Туристско-информационный центр Воронежа»:

«Сохранившаяся позиция Воронежской области в «Национальном туристическом рейтинге» за 2021 год — свидетельство стабильного состояния отрасли в нашем регионе на протяжении нескольких последних лет, с учётом особенностей работы в условиях пандемии. И то, что мы не первый год опережаем в этом рейтинге другие регионы Центрального Черноземья — объективный факт.

Значительное влияние на итоговое место нашей области в туристическом рейтинге оказывают отраслевые показатели столицы региона — Воронежа, где сосредоточено наибольшее количество коллективных средств размещения, а также турфирм, работающих в сфере внутреннего туризма.

Прошлый год для туристической отрасли был более успешным, чем 2020-й. Восстановлению туристического потока способствовали не только сохранившийся интерес к путешествиям по России, но и успешно реализованная Ростуризмом программа туристического кешбэка, возможностью участия в которой воспользовались и воронежские объекты размещения и турфирмы.

Удобная локация Воронежа, транспортная доступность, средний чек на размещение и отдых в регионе традиционно сыграли существенную роль в формировании турпотока. Как и в прошлые годы, заметный вклад в количество туристов внёс транзитный трафик гостей из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, которые останавливались в Воронеже по пути на юг и обратно. Но по сравнению с 2019 и 2020 годами можно отметить и активизацию туров выходного дня. Как правило, такие краткосрочные поездки в Воронеж жителей соседних регионов имеют комплексную программу, предусматривающую посещение достопримечательностей Воронежа и Воронежской области. Популяризации туров выходного дня способствует развитие межрегиональных связей.

Так, в рамках межрегионального туристического проекта «Сердце России», стартовавшего в апреле 2021 года по инициативе ТИЦ Воронежа и объединившего ТИЦы 12 регионов Центральной России и Поволжья, успешно продвигаются новые маршруты для организованных групп и самостоятельных путешественников в сегментах культурно-познавательного и событийного туризма.

Уверена, что в 2022 году нас ждут новые интересные проекты в сфере туризма, которые смогут повысить показатели туристической привлекательности Воронежа и всего региона». 

Виталий Иванищев, руководитель проекта vrngid.com (организация экскурсий в Воронеже и окрестностях):

«Воронеж сохранил 29 место в рейтинге, во многом лишь благодаря тому, что и другие регионы не совершили качественного рывка в туристической сфере. Что же изменилось за прошедший год?

Ускорились темпы реконструкции усадьбы Ольденбургских. Какую-то часть туристов отпугивало аварийное состояние этого объекта, хотя сам по себе он, конечно, ценный. Работы в главном доме продолжаются, но уже открыты верхний и нижний парки, свитской корпус, дом с ризолитами, подвал. Ансамбль усадьбы — вполне цельный. Рамонь становится главным объектом показа в регионе. В минувшем году там открылся так называемый «музей бани» — интерактивный театр, где зрители являются соучастниками процесса, работает ресторан «Тулинов дом». Новые объекты и события появляются и в другой важной точке притяжения — в Костёнках.

Достаточно сомнительным проектом стал «Ретро-поезд». Сама идея замечательная, но реализация оказалась слишком кустарной. Посмотреть на локомотив середины ХХ века это, конечно, интересно, но если создатели ориентировались на британский «Хогвартс-экспресс» или на отечественный «Рускеальский экспресс», то реализовать замысел, похоже, не удалось. Со мной можно поспорить: мол, билеты на «Ретро-поезд» были раскуплены на 2 месяца вперёд! Да, всё так, но в масштабах города — это не такие большие цифры, к тому же в красивую обёртку завернули совсем не то, что обещали. Привезут ли прокатившиеся люди сюда своих иногородних друзей — большой вопрос…

Полным провалом для региона стали, на мой взгляд, перенос, а потом и отмена фестиваля «Чернозём». Люди купили билеты, забронировали отели, а в итоге мероприятие запретили за несколько часов до начала. Тут два очевидных минуса. Во-первых, останется неприятный осадочек в целом о Воронеже, а во-вторых, я опасаюсь, что серьёзные организации начнут бояться сотрудничать с нашими чиновниками: слишком уж много рисков.

К счастью, сохраняются преимущества нашего региона: трасса М4, множество отелей и общепита в областном центре, природное и историческое разнообразие, благоприятный климат. При этом не решён и ряд насущных бытовых проблем. Например, отсутствие элементарных бытовых условий (тех же кафе и туалетов) вблизи объектов показа в отдаленных от Воронежа районах области. 

Чтобы в следующем году подняться в рейтинге выше, Воронежской области необходимо не только заявлять новые громкие проекты, но и решить старые, хотя и мелкие, но наболевшие проблемы».

Вадим ЧУГУНОВ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,22905707359314