Перфоманс на крыше, мастер-классы по фристайлу, новые лица и имена: в Воронеже проходит «Мандельштамфест»

Ты в эфире
Стань красивой!
Наш Telegram-канал

Перфоманс на крыше, мастер-классы по фристайлу, новые лица и имена: в Воронеже проходит «Мандельштамфест»

1050

Здание Камерного театра на 4 дня превратилось в царство поэзии - в столице Черноземья проходит «Мандельштамфест». Зрители увидели старую добрую классику и погрузились в эксперименты.

Уронишь ты меня иль проворонишь? Ты выронишь меня или вернешь? Ответ на стихотворный вопрос получен век спустя. Сначала выронил, потом вернул. Воронеж имя ссыльного поэта теперь произносит громко - листает его тетради и погружается в воспоминания о веке двадцатом и его героях-стихотворцах. Предварила открытие «Мандельштамфеста» выставка, посвящённая Владимиру Маяковскому. Зрители увидели поэта на фото из прошлого века - в окружении современников.

Михаил Бычков, художественный руководитель «Мандельштамфеста», художественный руководитель Воронежского Камерного театра: «Это не мемориальный мандельштамовский фестиваль, посвященный его жизни и творчеству. То есть поэзия и великий русский поэт Владимир Маяковский - такая же яркая часть вот этого огромного поэтического мира. У нас очень разные имена представлены в нашей афише «Мандельштамфеста».

Открылся фестиваль спектаклем по стихотворениям Давида Самойлова. О жизни, о любви, о войне, о непростой судьбе поэта в России непринуждённо, под крики крики чаек, на берегу импровизированного моря рассказывал театр Елены Камбуровой.Александр Марченко: режиссёр театра музыки и поэзии Елены Камбуровой (г. Москва): «Давид Самойлов действительно любил Мандельштама. И, собственно говоря, это поколение поэтов - они знали Мандельштама. Самойлов, Слуцкий, то же самый Коган, вообще поэты военной поры - это то, чем они питались. Они знали об этой судьбе - она их грела и они горевали этой судьбой. Поэтому - это прямая связь. И потом - это поэт. Очень большой поэт.»

А на крыше Камерного студенты Воронежской академии искусств заклинали: «Кружевом камень будь». Центральным событием «Мандельштамфеста» стал поэтический перфоманс. Кстати, на эту заманчивую и загадочную сценичекую площадку зрителей пригласили впервые. И неспроста - ведь именно холодная крыша отвечает всем требования режиссерского замысла. Руслан Маликов: режиссёр, художественный руководитель актёрского курса Воронежской академии искусств: «Мы все привыкли слушать в мягких салонах и креслах стихи, в таких комфортных-комфортных условиях. Но, когда у поэта рождаются стихи, он находится в каких-то некомфортных условиях. Как минимум внутренних, душевных. И поэтому вот возникла идея, чтобы прозвучали стихи здесь, на крыше Камерного театра, в декабре, вот на этом холодном воздухе.»

Пар изо рта - в сердце камень. Зарифмованные смыслы Осипа Мандельштама неоперившиеся актеры кричали в ночное небо. Студентам намеренно не стали подзвучивать голоса. Сделали это для того, чтобы всё было максимально человечно, просто и близко. Литературная основа перфоманса - несколько стихотворенний раннего Мандельштама из его первого сборника «Камень».

Реквизитом перфоманса и символичным строительным материалом стали камни. И дело не только в названии сборника. Ведь Мандельштам писал стихи так, как будто возводил здания, ощущая себя словесным архитектором. Актеры читали стихи, держа в руках камень, а затем передавали свою ношу случайному зрителю. И в этом жесте тоже был сакральный смысл. Кирилл Клименко, участник перфоманса, студент Воронежской академии искусств: «Я смотрю в этот камень и понимаю, что у него есть что-то общее со стихотворением. То есть это непросто камень, в который я пялюсь, потому что это каменный период в творчестве Мандельштама.» Передавая камень зрителю, актер передавал ему осязаему форму стихотворения.Сергей Коцюба, зритель: «Я думал, что это нужно держать до конца. И что-то нужно будет с этим сделать. Но я представил, как тяжело было писать стихи, так тяжело мне было держать этот камень до конца перфоманса. »

Стихи на холодном воздухе на крыше Камерного слушали сегодня не только зрители, но и сам автор. Как говорят участники перфоманса - это дело стихийное и творческое. Поэтому, когда убирали с крыши снег, слепили образ и самого Мандельштама.

На перфомансе эксперименты не закончились. С крыши - сразу на малую сцену – слушать, как современные хип-хоп исполнители классиков века серебряного и золотого перекладывают на бит. Переворачивать привычное с ног на голову приехали столичные мастера фристала - MC Moonstar, RE-pac, Настя Нойзи и Саморез. Речитативом услышали Пушкина, Лермонтова, Есенина, Блока, Ахматову. Но, как признаются сами хип-хоперы, приятнее всего читать Маяковского и Бродского. Они ближе к нынешнему поколению и по времени, и по духу. Лев Киселёв (RE-pac), мастер фристайла: «Я считаю, что реп - это жанр самый блиский к поэзии. И если, когда был серебряный век поэзии, золотой век поэзии, тогда голос поколения выражали поэты, то сейчас это реперы.»

Такие смелые эксперименты на сцене Камерного зрители увидели впервые. Интересные формы заманили в театр молодого зрителя. Погрузили людей, привыкших к коротким и сухим сообщениям, к магии слова. Нашлось место и строгим ценителям классики. А самое главное - имя Мандельштама снова зазвучало.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter