Воронеж ясно +5°
USD
92.59
EUR
100.27
Предложить новость
Прямой эфир
10:31 19.06.2019
23 мин
0
4542

Что такое стратегия в менеджменте: виды и типы

10:31 19.06.2019
23 мин
0
4542

Цель любого руководителя – обеспечить развитие и процветание собственного предприятия. Одним из ключевых инструментов, позволяющих добиться этого, выступают грамотное планирование и прогнозирование, профессиональная координация внутренних действий. Поскольку обозначенные задачи требуют определенных знаний и навыков, всю большую популярность начинают приобретать разнообразные бизнес-концепции и теории. Далее предлагаем обсудить основополагающие виды стратегического управления, разобрать их сходства и различия.

Что это такое

Это одна из наиболее важных управленческих функций, специализирующаяся на разработке долгосрочных целей и задач, контроля деятельности. Призванный наладить связи, он укрепляет жизнеспособность и мощь компании, повышает ее конкурентоспособность. При этом в качестве ядра управления выступает формулировка фундаментальных идей, подбор подходящего инструментария.

В менеджменте стратегия организации это:

  • формулирование и реализация ключевых инициатив;
  • исполнение заданий, поступающих от высшего руководства;
  • учет имеющихся ресурсов;
  • оценка внутренней и внешней среды.

Резюмируя вышесказанное, можем заключить, что данный термин используется для обозначения образа организационных действий и управляющих подходов, обусловливает достижение поставленного.

Если выражаться более простым языком, определение стратегии в стратегическом менеджменте будет звучать следующим образом: «Это концепция выживания среди соперников и конкурентов». Руководствующаяся принципами прогнозирования, она позволяет предугадать, каким бизнес будет в ближайшем будущем, оценить его потенциальную доходность и успешность, выявить специфические преимущества.

Сущность

В научный оборот термин «стратегич., управление» был введен на рубеже 1960-1970-х годов, отражал различные подходы к руководству. В 1965 году классические методы составления долгосрочных планов были подвергнуты критике. В роли наиболее активного противника традиционных принципов выступал американский исследователь и экономист – Игорь Ансофф. Он же предложил более совершенную модель планирования, одновременно превратившись в так называемого пионера дисциплины.

Сегодня суть научной дисциплины сводится к выполнению следующих функций:

  1. Определить текущее местонахождение на рынке, описать актуальное состояние.
  2. Спрогнозировать, на какой ступени она будет находиться по прошествии нескольких лет.
  3. Разработать план действий, которые позволят достичь желаемых результатов.

Таким образом, концепция ориентируется на будущее, помогает заложить фундамент для оперативного решения проблем.

Виды стратегий управления предприятием в стратегическом менеджменте

Современными специалистами выделяются четыре разновидности действий, каждая из которых ориентирована на конкретный уровень социально-экономической системы. Находясь в тесной взаимосвязи, они активно воздействуют друг на друга, способствуют появлению новых черт и особенностей. Подобное взаимовлияние позволяет легче адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды, повышать конкурентоспособность и мощь.

Далее вашему вниманию предлагается перечень основных видов и типов стратегий в менеджменте:

  • Интенсивная. Подходит для молодых концернов, еще не занявших конкретную нишу на рынке, не развернувших работу в полную силу. Имеет три подвида: основательное проникновение на рыночную арену, расширение собственных возможностей, улучшение ассортимента.
  • Интеграционная. Актуальна в том случае, если бизнес «прочно стоит на ногах», занимает выбранный рыночный сектор и может свободно в нем перемещаться, меняя направления.
  • Диверсификационная. Когда пропадает возможность развиваться в заданном направлении, а переход в другую область невозможен, данный вариант руководства – оптимальное решение. Он может не только принести прибыль, но и помочь выйти на принципиально иной уровень. Есть три подкатегории: производство схожих товаров, разработка новых номенклатурных позиций, а также организация работ, не относящихся к основной деятельности.

Наравне с перечисленными выделяется разновидность сокращения. Не относящаяся к понятию роста СМ, она предназначена для фирм, пребывающих в стагнации. Ключевая цель руководства в данном случае – вывести предприятие из застоя, сменить тактику и улучшить производительность.

Об отличиях

Как правило, сравнение СМ проводится с оперативным управлением. Их главное различие заключается в полярности фундаментальных миссий. В то время как первый вариант руководства сконцентрирован на получении разнообразных бонусов и привилегий, второй занимается планированием будущей жизнедеятельности, пытается предугадать возможные взлеты и падения. В первом случае управленец координирует рабочие процессы, основываясь на внутренних недостатках, а во втором – на внешних проблемах.

Далее предлагаем вашему вниманию таблицу, которая более подробно расскажет об отличиях теорий.

Сравнительный признак

 

Оперативное управление

 

СМ

 

Миссия

 

Налаживание производства для поддержания разнообразия ассортимента товаров и услуг

 

Поддержание жизнеспособности в долгосрочной перспективе

 

Задачи

 

Разрешение проблем, связанных с эффективным распределением ресурсов

 

Решение вопросов, поиск путей повышения конкурентоспособности

 

Ориентация

 

Кратко- и среднесрочная

 

Долгосрочная

 

Факторы

 

Наука и технологии, четкая организационная структура

 

Люди, рыночная и информационная система

 

Эффективность

 

Рациональность и экономичность, возможность извлекать достаточную прибыль

 

Собственная ниша на рынке, высокая стабильность и рентабельность, способность адаптироваться к происходящим изменениям

 

Это базовые различия, которые помогут лучше понять суть теории.

Зачем нужен стратегический менеджмент

Вопросы налаживания управленческих процессов представляются весьма актуальными в настоящее время – им посвящены тысячи социологических исследований, монографий, статей и прочих трудов. К сегодняшнему дню в рамках обозначенной отрасли научного знания успел накопиться большой массив эмпирической информации, позволяющей делать выводы об эффективности внедрения теорий и концепций в деятельность. В частности, удалось узнать, что компании, применяющие в своей работе принципы планирования и прогнозирования, оказываются более успешными и конкурентоспособными, приносят большую прибыль.

Обобщая все существующие выводы и концептуальные заметки, можем выделить следующие задачи СМ:

  1. Определение рабочей области, конструирование основных векторов.
  2. Внедрение концептуальных идей и положений в функционирование конкретной сферы.
  3. Корректное воплощение задуманных планов, нацеленность на высокие результаты.
  4. Эффективная реализация избранного вектора.
  5. Своевременный анализ результатов, оценка собственных достижений.
  6. Моментальное реагирование на изменения, внесение необходимых результатов.

Последний пункт оказывается особенно знаковым и актуальным в условиях современных рыночных реалий.

Функции

Концепция строится вокруг выполнения нескольких связанных между собой функций, которые проникнуты одной идеей – планировать. За счет определения ключевых целей и миссий удается выстроить единый вектор. Он и обусловливает большинство процессов, воздействует на формирование структуры, разработку инструментария. Важным элементом выступает мотивация, подразумевающая развитие в каждом работнике стимулов для качественного выполнения собственных обязанностей.

Подытоживая вышесказанное, кратко перечислим функции СМ:

  • оценка внешних условий;
  • изучение и анализ особенностей среды;
  • разработка миссий и целей в соответствии с актуальными потребностями;
  • формулирование концепции на уровне совершенствования хозяйственной деятельности;
  • проектирования устройства структурной организации;
  • определение поведенческих шаблонов;
  • налаживание связи между всеми подразделениями.

Ну, и, конечно, не забываем о постоянном совершенствовании разработанных положений.

Лидерство

Путь к успеху никогда не бывает простым. Чтобы добиться по-настоящему знаковых результатов, создать прибыльный конкурентоспособный бизнес, грамотный руководитель должен сочетать два важных умения – управлять и быть лидером. Будучи взаимосвязанными, они играют ключевую роль в налаживании внутренних производственных процессов.

Умение управлять необходимо для разрешения производственных вопросов, формирования стабильности, предупреждения каких-либо рабочих споров и конфликтов. Лидерские же качества позволяют организовывать масштабные кампании по модернизации и трансформации, без которых невозможно процветание. Кроме того, они оказывают влияние на сотрудников, повышая качество их работы, усиливая личную заинтересованность в результатах собственного труда.

Основные этапы

Выстраивание планов на будущее имеет четкую последовательную структуру, состоящую из нескольких этапов-уровней. Каждый из них выдвигает перед руководителем определенные задачи, которые должны быть решены здесь и сейчас.

Ключевые этапы СМ:

  1. Определение занимаемой рыночной ниши / бизнес-сферы, формулирование назначения.
  2. Преобразование назначения в краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные цели.
  3. Разработка теорий совершенствования и роста, достижения поставленных миссий.
  4. Воплощение теоретической стороны, организация практических мероприятий.
  5. Анализ проведенных реформ, оценка деятельности, контроль за текущей ситуацией и своевременное внедрение обновлений по запросу.

Ансофф также отмечает высокую значимость определения и развития потенциальных возможностей в условиях переменчивости рыночных реалий.

Инструменты

Реализация намеченных планов невозможна без подходящего инструментария. Что он собой представляет? Как правило, это комплекс подготовительных методов и способов принятия решений, разнообразные средства прогнозирования и аналитики, а также специализированные матрицы. В действительности СМ включает в себя множество разнообразных инструментов, однако наиболее значимыми среди них являются:

  • Матрица обоснования. Ее применяют в целях выявления и устранения несовершенств в политике руководства. Основное предназначение – установление связей между возникающими неприятностями и путями их разрешения.
  • Балансовая матрица. Предназначена для своевременного выявления недостатков, анализа управленческих преимуществ и особенностей. Наиболее часто используется для сопоставления специфических характеристик с возможными рисками и опасностями.
  • Выбор сфер хозяйствования. Инструмент незаменимый при диверсификации производства, спровоцированный высокой конкуренцией и увеличением нестабильности.

При выборе инструментария необходимо учитывать потребности и приоритеты предприятия; его конкурентные преимущества, а также специфику; особенности предлагаемых товаров и услуг; степень компетентности руководящих кадров.

Мышление

Одна из ключевых задач, ставящихся перед руководящим звеном, заключается в развитии мыслительных навыков. Призванные помочь в реализации миссий и идей, они эффективно решают проблемы, налаживают отношения в коллективе, предупреждают разнообразные производственные столкновения.

Поскольку процветание невозможно без соблюдения принципов планирования, проектирования и прогнозирования, аналитический инструментарий СМ включает в пять стадий:

  1. Организацию внутренних мероприятий компании, подразумевающую координацию всех сотрудников, структур и ресурсов.
  2. Наблюдение, необходимое для понимания мотивов людей, исключение недостатков и несовершенств, нахождения оптимальных путей.
  3. Анализ множественных точек зрения.
  4. Выявление основных движущих сил – явлений, нуждающихся в повышенном внимании со стороны подопечных.
  5. Формирование индивидуальной позиции, включающей в себя условия для повышения результативности, расширения занимаемой на рынке ниши.

На основе всего вышеперечисленного выстраивается курс действий и ориентиров, на которые корпорация ориентируется в своей повседневной жизни.

Актуальные проблемы

Продумывание уникальной действенной концепции – значимая часть функционирования любой компании. При этом совершенно неважно, была ли она разработана заранее или возникла уже в процессе построения. Трудности СМ обусловлены тем, что лишь немногие знают, как правильно реагировать на его требования, как воспринимать имеющуюся теоретическую информацию. Особенно отчетливо они просматриваются в деятельности региональных фирм. Примечательно, что недостатки могут самостоятельно ликвидироваться благодаря внутренней эволюции.

Нередко компании, внедряющие руководствующиеся принципами СМ, сталкиваются с весьма непростой проблемой – отсутствия необходимых для формулировки долгосрочных миссий технологий. Решение в данном случае может выглядеть следующим образом: стоит самостоятельно разработать концепцию, отталкиваясь от данных, полученных в ходе анализа.

Еще одна трудность заключается в отсутствии действенных механизмов реализации. Иными словами, мало просто выстроить план роста и процветания, придется претворить его в жизнь.

Рекомендуемая литература

Поскольку стратегия развития рынка в стратегическом менеджменте подразумевает постоянное самосовершенствование и самообучение, далее вашему вниманию предлагается подборка книг, с помощью которых вы сможете наладить работу, урегулировать все управленческие вопросы.

  1. Ф. Янсен Ф. «Эпоха инноваций».
  2. К.А. Багриновский, М.А. Бендиков М.А. «О подходах к совершенствованию механизмов технологического развития».
  3. Б. Карлоф, С. Седерберг «О лидерах и вызовах».
  4. С.А. Яблокова С.А. Конспект лекций.
  5. З.И. Виноградова, В.Е. Щербакова В.Е. Учебное пособие для бакалавров «Матрица модулей, «древо» целей».
  6. Х. Виссема «Предпринимательство: возможности будущего».
  7. Ю. Рагулина «О моделировании процессов конструирования и принятия руководственных решений».
  8. А.М. Ковалев, И.А. Степанов «О принципах отбора признаков оценки результативности инновационных систем».
  9. В.Н. Чернов, Ю.Н. Эйсер «Бизнес-план. Рабочий стол».
  10. П.С. Завьялов, В.Е. Демидов «Маркетинг: формулы успеха».
  11. С.С. Лихерман, Н.И. Федунец, Н.К. Попович, Б.В. Локшина «Бизнес-планирование».
  12. А.М. Смулов «Промышленные корпорации: взаимодействие и развитие в кризисных ситуациях».

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами общения на сайте tv-gubernia.ru. Чтобы отслеживать ответы и реакции пользователей на ваши комментарии, необходимо авторизоваться.

Самое читаемое

Читайте также

Все новости

Последние комментарии

page load time: 0,22371006011963